ПРОШЛОЕ,
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ В ПЬЕСЕ А.П.
ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”



Пьеса “Вишневый
сад” — лебединая песня Чехова — явилась
отражением идейных настроений
предреволюционных лет и живейшим откликом
на самые насущные социальные вопросы
своего времени.


Она
отличается широтой и глубиной содержания.
Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем
России, о том, как оно представлялось Чехову
в самом начале
XX века.


Основная
тема “Вишневого сада” — ликвидация
дворянских гнезд и утрата их владельцами
экономического и общественного влияния,
торжество сменяющей дворянство буржуазии,
рост в жизни новой социальной силы,
противостоящей и дворянству, и буржуазии.


Основной
конфликт пьесы, отражая глубинные
общественные противоречия конца ХТХ —
начала
XX века,
состоит в борьбе за вишневый сад,
назначенный к торгам.


Владельцы
имения Раневская и Гаев желают сохранить за
собой сад, являющийся символом старых,
феодально-крепостнических устоев жизни в
том его виде, в каком он находится. Лопахин
же считает необходимым превратить его в
промышленно-капита-листическое
предприятие.


Лопахин не
является врагом Раневской и Гаева. Он их
друг и союзник. Предлагая превратить
вишневый сад в промышленное предприятие,
Лопахин имел в виду экономические интересы
старых хозяев. Его предложение являлось
единственным средством сохранить вишневый
сад за бывшими владельцами. Раневская и
Гаев не послушали делового совета Лопахина.
Не найдя необходимых средств для уплаты
процентов за свои долги, они лишились
имения. На торгах вишневый сад был куплен
Лопахиным. Наряду с изображением смены
дворянства буржуазией и формирования новых
демократических сил, неудовлетворенных
капиталистическими порядками, Чехов ставит
в этой пьесе проблемы труда и положения
трудящихся, подлинного счастья, истинной
красоты, настоящей любви и действительного
патриотизма.


Основной
идейный пафос “Вишневого сада”
проявляется в отрицании остатков барско-поместного,
самодержавно-крепостнического строя, уже
давно изжившего себя, связанного с
беспросветно тяжелым положением трудового
люда, с бескультурьем; в пьесе признается
роль буржуазии как относительно
прогрессивной, временно необходимой силы,
способной внести в жизнь частичные
улучшения; здесь утверждается и тот
неоспоримый факт, что в жизни формируется
новая социальная сила, противостоящая не
только дворянству, но и буржуазии.


Чехов верил,
что эта новая социальная сила призвана
перестроить жизнь на началах подлинной
человечности, гуманности и справедливости.


Обличая
прошлую и современную ему жизнь, писатель
приветствовал в лице Пети Трофимова и Ани
Россию будущего.


Чеховские
Трофимов и Аня — радостные предвестники
налетающей бури. “Человечество идет к
высшей правде, к высшему счастью, какое
только возможно на земле, — говорит
Трофимов, — и я в первых рядах!” — “Дойдешь?”
— спрашивает его Лопахин. “Дойду”, —
отвечает Петя и после паузы добавляет: “Дойду
или укажу другим путь, как дойти”.
Непоколебимо верит и Аня в светлые
предначертания будущего: “Мы насадим новый
сад, роскошнее этого”.


“Вишневый
сад” — это глубокие раздумья писателя о
счастье людей. Образ прекрасного, цветущего
сада — это символ человеческого счастья.
Показывая гибель обреченного на сруб
старого вишневого сада, Чехов рассказывает
о том, каким прекрасным был этот сад раньше.
И вместе с тем в реплики Пети Трофимова

и Ани он
вкладывает призыв посадить новый сад,
прекраснее прежнего, превратить всю Россию
в чудесный цветущий сад. Воспоминания о
прошлом
для
одних людей мучительно-тягостные, для
других грустно-радостные, ощущение
нелепицы их настоящего и еще неясные, но
манящие мечты о будущем — все это дает
автору возможность нарисовать картину
русской жизни накануне первой русской
революции.


“Прощай,
дом! Прощай, старая жизнь!” — говорит Аня,
покидая усадьбу. “Здравствуй, новая жизнь!”
— восклицает весело Петя Трофимов, уходя
вместе с Аней.


В “Вишневом саде” есть и элегическое настроение,
грусть расставания с отживающим прошлым, в
котором много было плохого, но было и
хорошее. Вместе с тем это своеобразная
чеховская лирико-сатирическая комедия,
которая с некоторым лукавым добродушием, но
все же достаточно сурово, с чеховской
трезвостью и ясностью, посмеивается над
уходящим с исторической сцены дворянством,
представленным выморочными, бессильными
чудаками. Впрочем, надо отдать
справедливость: они не захотели

продать
свой вишневый сад, не поддались соблазну,
предпочли бедность буржуазной пошлости. В
их бездействии сказалось их своеобразное
действие, их протест против духа
торгашеского расчета, купеческой выгоды.
Они остались верны красоте вишневого сада,
и поэтому они не так ничтожны и смешны или
не только ничтожны и смешны. Эта пьеса о
прошлом, настоящем и будущем Родины. И ее
главный герой — это лирический образ
прекрасного, загадочного вишневого сада,
образ красоты жизни, красоты Родины,
тревожная и взволнованная мысль о том, кому,
каким хозяевам достанется эта красота, что
будет создано на месте этого обреченного на
гибель сада.


“Вся
Россия — наш сад”, — говорит Петя Трофимов.
Но вот купец Лопахин вырубит старый
вишневый сад.


Чехов
мечтает о садах будущего, неизмеримо более
прекрасных, чем все сады прошлого, он
мечтает о прекрасных людях будущего. Чехов
верит в Россию и в русский народ. Чехов
приветствует новый день Родины — день ее
свободы, славы и счастья.