ПОЧЕМУ
ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ?


(по
рассказу А.П. Чехова “Ионыч”)


“Когда в
губернском городе С приезжие жаловались на
скуку и однообразие жизни, то местные
жители, как бы оправдываясь, говорили, что,
напротив, в С очень хорошо...”


С этой
фразы начинается рассказ А.П. Чехова “Ионыч”.
Главный герой рассказа — доктор Старцев,
бедный земский врач, который только
начинает свою карьеру. Это очень интересный,
общительный, мечтательный, добрый человек,
который знакомится с семьей Туркиных,
слывущей самой “талантливой семьей” в
городе С.


Но
постепенно, узнавая членов семьи, мы
осознаем, как они, в сущности, бездарны и
скучны.


Талант
Ивана Петровича, отца семейства,
заключается в том, что он говорит на своем
необыкновенном языке, выработанном долгими
упражнениями в остроумии и, очевидно, давно
уже вошедшими у него в привычку: “недурственно”,
“покорно вас благодарю”.


Жена Ивана
Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы,
которые изображают то, чего нет и не может
быть в действительности.


Дочь
Туркиных, Екатерина Ивановна (родители
зовут ее Котик), собирается стать
пианисткой. Вот как Чехов изображает ее
игру: “ударила изо всей силы”, “упрямо
ударяла все по одному месту”. Словно речь
идет не об искусстве, а о какой-то тяжелой
работе, цель которой — “вбить клавиши
внутрь рояля”.


Старцев
влюбляется в Екатерину, у которой только
одна цель в жизни — закончить
консерваторию. Она молодая, красивая, но
ветреная девушка, которая не задумывается о
своем будущем и поэтому легко переступает
через чувства Старцева. Это и положило
начало деградации личности Старцева.


Котик
уезжает. Проходит четыре года. За это время
Старцев сильно меняется. Из бедного доктора
он превратился в богатого человека,
владеющего недвижимостью, имеющего деньги
и положение в обществе.


Он ожирел,
страдает одышкой. Теперь это не тот Старцев,
которого мы видим в первых главах рассказа.
Он редко бывает в обществе, стал замкнутым,
недоброжелательным, грубым. В городе С он
уже слывет Ионычем.


“У него
много хлопот, но все же он не бросает
земского места; жадность одолела, хочется
поспеть и здесь и там”.


“Вероятно,
оттого, что горло заплыло жиром, голос у
него изменился, стал тонким и резким.
Характер у него тоже изменился: стал
тяжелым, раздражительным”.


И вот
Старцев снова встречает Екатерину Ивановну.
Неизменной осталась среда, жизнь и быт
семьи Туркиных, но изменились главные герои
рассказа. Старцев опустился окончательно,
духовно почти умер, она стала более смелой,
серьезной, поняла главное: “Я такая же
пианистка, как мама писательница...” У
Екатерины Ивановны осталась лишь одна
иллюзия, с которой ей тоже приходится
расставаться, — это любовь Старцева.


Темно и в
душе Ионыча. Лишь на миг “затеплился огонек”,
стало жаль любви, утраченного счастья, и,
при свете этого огонька, вдруг раскрылась
вся пошлость его жизни. Но ему не жаль этой
жизни, молодости, любви, несбывшихся надежд.
“А хорошо, что я тогда не женился”, —
думает он.


В рассказе
Чехова изображено превращение человека с
хорошими задатками в человека-эгоиста.
Показана гибель души человека, ее
творческих начал. Произошла деградация,
превращение доктора Старцева в Ионыча —
человека “без впечатлений, без мыслей”,
без мечты.


Произведения
Антона Павловича Чехова многому учат,
обличая пошлость, лицемерие, ложь, подлость.
Они воспитывают умение видеть красоту
жизни, чувствовать ее. Они учат тому, что
нельзя жить мелкой жизнью.


Любимые
герои Чехова презирают низменное счастьице
и жалкий уют, стремятся к жизни, к борьбе
против подлости, паразитизма,
собственничества.