ПОЧЕМУ
ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ?



(по
рассказу А.П. Чехова “Ионыч”)


Ну вот и
наступило первое июня, день сдачи нашего
первого экзамена. Если сказать честно, я не
очень его ждала, но от этого не убежишь.
Сочинения даются мне нелегко, но творчество
А.П. Чехова мне хорошо знакомо. Я прочитала
много его произведений, таких, как “Вишневый
сад”, “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Дама
с собачкой”, “Крыжовник” и другие. Так что
сочинение у меня должно получиться хорошее.


А.П. Чехов —
мастер короткого рассказа. Он был
непримиримым врагом пошлости и мещанства,
ненавидел и презирал обывателей, живущих в
своем футлярном мирке, отгородившись от
всего на свете. Поэтому главной темой его
рассказов стала тема смысла жизни. В конце
90-х годов
XIX века
Чехов создает так называемую “маленькую трилогию”, объединившую три рассказа: “Человек
в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Эти
рассказы связаны между собой только общей
темой, темой неприятия футляра, какой бы он
ни был. В первом рассказе Чехов показывает
нам в гротескной форме человека в футляре,
учителя греческого языка Беликова. Это
фигура зловещая, она наводит страх на
окружающих, и только смерть примиряет его с
окружающей действительностью. Как пишет
Чехов, Беликов лежал в гробу почти
счастливый, наконец-то он обрел вечный
футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о
человеке, у которого была одна-единственная
мечта в жизни — стать владельцем имения и
есть свой собственный крыжовник. В третьем
— помещик Алехин повествует о самом себе, о
том, как он и его любимая женщина не
решились пойти навстречу своей любви,
отстранились от нее. Все это — проявление
футлярной жизни. Маленькая трилогия
поэтому предстает перед нами как
произведение единое, внутренне законченное.
Чехш предполагал продолжить этот цикл
рассказов, пополнить новыми произведениями,
но намерения своего не осуществил. Есть
основания думать, что вначале к циклу
относился и рассказ “Ионыч”.


Дмитрий
Ионыч Старцев, герой рассказа “Ионыч”, был
назначен врачом в земскую больницу в Дялиже,
недалеко от губернского города С. Это юноша
с идеалами и желанием чего-то высокого. В
этом городе он знакомится с семьей Туркиных,
“самой образованной и талантливой” в
городе. Иван Петрович Туркин играл в
любительских спектаклях, показывал фокусы,
острил, Вера Иосифовна писала

романы и
повести для себя и читала их гостям. Их дочь,
Екатерина Ивановна, молодая миловидная
девушка, которую в семье зовут Котик, играла
на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил
Туркиных впервые, то был очарован. Он
влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось
за все время его жизни в Дялиже “единственной
радостью и последней”. Ради своей любви он
был готов, казалось бы, на многое. Но когда
Котик отказала ему, возомнив себя блестящей
пианисткой, и уехала из города, он страдал
всего три дня. А потом все пошло по-прежнему.
Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких
рассуждениях, он только лениво говорил: “Сколько
хлопот, однако!”


Физическое
ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он
перестает ходить пешком, страдает одышкой.
Подкрадывается и моральное “ожирение”.
Прежде он выгодно отличался и горячими
движениями души, и пылкостью чувств от
жителей города. Долгое время те раздражали
его “своими разговорами, взглядами на
жизнь и даже своим видом”. Он по опыту знал,
что с обывателями можно играть в карты,
закусывать и говорить только о самых
обычных вещах. А если заговорить, например,
“о политике или науке”, то обыватель
становится в тупик или “заводит такую
философию, тупую и злую, что остается только
махнуть рукой и отойти”. Но постепенно
Старцев привык к такой жизни и втянулся в
нее. А если ему не хотелось говорить, он
больше молчал, за что получил прозвище “поляка
надутого”. В конце рассказа мы видим, что он
каждый вечер проводит в клубе, играет в винт,
закусывает и изредка вмешивается в
разговор.


Надежда на
любовь Старцева вернулась к Котику после ее
возвращения домой. Но было уже поздно:
духовная и нравственная лень убила в
Старцеве желание любить и иметь семью. “А
хорошо, что я тогда не женился”, — думает
герой.


Главным
развлечением доктора, в “которое он
втянулся незаметно, мало-помалу”, было по “вечерам
вынимать из карманов бумажки”, а потом,
когда денег стало слишком много,
рассматривать дома, предназначенные к
торгам. Жадность одолела его. Но
он
и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному
столько денег.


Старцев и
сам знает, что “стареет, полнеет,
опускается”, но ни желания, ни воли к борьбе
с обывательщиной у него нет. Доктора зовут
теперь просто Ионычем. Жизненный путь
завершен.


Почему же
доктор Старцев из горячего юноши
превратился в ожиревшего, жадного и
крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь
однообразна, скучна, “проходит тускло, без
впечатлений, без мыслей”. Но мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор,
который растерял все лучшее, что было в нем,
променял живые мысли на сытое,
самодовольное существование.


Образ
доктора Старцева напоминает мне
гоголевских персонажей из “Мертвых душ”.
Он так же мертв, как все эти Маниловы,
Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и
бессмысленна, как
их
жизнь.


В
заключение можно вспомнить слова героя
рассказа “Крыжовник” о том, что человеку
нужно “не три аршина земли, а весь земной
шар”.