жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к ней
обращается в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и его
многочисленные псевдонимы: Человек без селеэенки, Антоша... Это
мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки,
вызывающий улыбку - и только. И темы его ранних рассказов
просты и неприхотливы: он высмеивает чрезмерное чинопочитание,
глупую напыщенность... Но вот тут-то и кроется нечто
неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте - осмысление
знакомых нам центральных проблем русской литературы! Вспомним
"Смерть чиновника". Герой, случайно чихнувший на лысину
начальника, извинялся-извинялся, да и помер со страху. А ведь
это - чеховское преломление темы "маленького человека"! После
острого сочувствия судьбе гоголевского Акакия Акакиевича, после
ощущения бесконечной вины перед униженными и оскорбленными
героями Достоевского Россия хохотала над глупой и пошлой
смертью маленького чиновника. Ибо сострадали - "братьям
меньшим",то есть адресовались - то не к ним.Предметом
интереса и художественного осмысления Чехова становится новый
пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю
жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных
бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства:
она служит лишь фоном для действительно решающих,
экстраординарных событий и свершений. Чехов стремится обратить
внимание читателя на дни и часы ем маленького обывательском
существования, осмыслить их, начать жить осознанно. Таким
образом, героем Чехова становится человек, действующий
заведенно, механически, не познавая жизнь и не осознавая себя в
ней. И вся жизнь этого героя проходит в
ожидании некоего решительного поворота, яркого события.
Но,когда это событие действительно происходит, оказывается, что
человек не может не только действовать - способствовать
благоприятному повороту судьбы или противостоять ее удару; он
не способен даже осмыслить происходящее: неразработанное,
неумелое сознание "буксует"... И в результате жизнь катится
дальше уже проложенным руслом к тому последнему итогу, который
с полной ясностью докажет, что не состоялся еще один человек,
не сформировалась еще одна личность, еще одна жизнь прошла
впустую... И все его творчество воспринимается именно как
диагноз: ПАДЕНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТИ.
Он писал частную жизнь - именно это стало
художественным открытием. Под его пером литература стала
зеркалом минуты, имеющей значение лишь в жизни и судьбе
одного.конкретного человека. Чеховская Россия состоит из
вопросов, из сотен разгаданных и неразгаданных судеб. И лишь из
всего этого множества, из совокупности штрихов, начинают
проглядывать очертания картины. Персонажи Чехова образуют
пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их
занимают различные проблемы - от мелких бытовых забот до
серьезных философских вопросов.
Художественная манера чехова не назидательна, ему
претит пафос проповедника, учителя жизни. Он выступает как
свидетель, как бытописатель.
В "Вишневом саде" Чехов не только создал образы людей, чья
жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в
его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и
содержание.
Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни
второстепенную роль. Но в "Вишневом саде" герои оказываются
жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а
глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин
такой же заложник времени, как пассивный Гаев.
Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала
излюбленной для всей новой драмы ХХ века, - это ситуация
ПОРОГА. Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение
края, бездны, в которую должен низвергнуться человек.
Система персонажей: герои и их роли каждый из
героев исповедуется, но в итоге все эти
исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам
по сцен В какой-то момент исповедующийся понимает,
что самого главного объяснить не сможет. Так Аня никогда не
поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет
ее увлечения Петиными идеями. Человек может в известной степени
корректировать свою личность, свои отношения с окружающими. Но
изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была.
Несоответствие внутренней сущности героя той
социально-исторической роли которую он вынужден играть, - вот
драматическая суть "Вишневом сада".
В комедии переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше
всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и
Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше
всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают
подробности, спорят о мелочах - несуществующего, не замечая или
сознательно замалчивая существующее и существенное. Давайте
прежде всего всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считал его
роль "центральной" в комедии.
Вот это-то сочетание бескорыстной любви к прекрасному - и
купеческой жилки, мужицкой простоты - и тонкой артистической
души и стремится уловить и воплотить в образе Лопахина Чехов.
Лопахин - единственный, кто предлагает реальный план
спасения вишневого сада. И реален этот план прежде всего
потому, что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить
нельзя, время его ушло, и теперь сад можно сберечь, лишь
переустроив, пересоздав в соответствии с требованиями новой
эпохи.
Варя ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин
часто бывает в доме, где есть незамужние девушки, из которых
"подходит" ему лишь она, Варя, - значит, должен жениться. И лишь
занятость мешает ему заметить ее достоинства. У Вари даже мысли
не возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее
Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины ожидания основаны на
разговорах окружающих о том, что этот брак был бы удачен, на
досужих пересудах!
Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь - две
сквозные, внутренне связанные темы пьесы
Спасение сада - в его коренном переустройстве, но новая жизнь
означает прежде всего смерть былого, и палачом оказывается тот,
кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.
(И вот еще - важнейшее) Сейчас, близко к новому рубежу
веков, в современной смуте конца эпохи, разрушения старом и
судорожных попыток создать новое, "Вишневый сад" звучит для нас
не так, как звучал еще десять лет назад. Оказалось, что не
только рубеж Х1Х-ХХ веков - время действия чеховской комедии;
она написана и о безвременье вообще, о том смутном
предрассветном часе, который пришелся в на нашу жизнь,
определил и наши судьбы.