Писательский талант Ивана Алексеевича Бунина давно признан и оценён читателями по достоинству. "Очень русский талант", - так называл его И. Т. Крук,"первейшим мастеро в современной литературе русской" - Горький.
Родился И.А Бунин в 1870 году в семье обедневшего котолика старинного дворянского рода. Гордость будущему писателю доставляло то, что "род этот дал замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу А. П. Бунину и поэта В.А. Жуковского."
Детство и юность Бунин провёл в деревне, близко познакомился с радостями и печалями простого народа. О своём детстве и юности он позже вспоминаел: "тут, в полевой тиши, летом среди хлебов,... а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство полное поэзии печальной и своеобразной." Первые поэтические образы как раз и были наполнены этой печальной поэзией. Бедность, постучавшись в родительскую усадьбу, заставила молодого человека покинуть родовое гнездо в 19 лет. Он знал, что уходит в литературу: к этому моменту он был уже автором двух напечатанных в столичном журнале "Родина" стихотворении: в 1888 году он печатается в "Книжках недели" и с головой погружается в работу - в орловских, полтавских, киевских, одесских, петербургских и московских газетах и журналах.
его ранняя лирика обращена к природе. Его стихи - это созерцание природы, созданное посредствоми тонких деталей, лёгких красок, полутонов. Основное настроение с которым написаны стихи - грусть и печаль.Наиболее проникновенно эти чувства выражены в стихах, создающие образ родины:
... Я вернулся к ней,
Усталый от скитаний одиноких,
И понял красоту в её печали
И счастье - в печальной красоте.
М. Горький сравнивал сборник Бунина "Листопад" с картинами Левитана. Это ссранение Бунина с Левитаном -, думаю, признание высокой степени бунинской живописи. Пейзаж не был для Ивана Бунина самоцелью. В его картинах природы проступает Родина, та, которую горячо любил и признавался в этом. В стихотворении Родина Бунин ругает тех, кто стыдится своей родины, её простоты и бедности.
Позже главной темой своего творчества Бунин признаёт изображение "души русского человека", его особенностей, мировоззрения.
Драму деревни, и не тролько крестьян, но и мелкопаоместных, разоряющихся дворян, Бунин описывает в повести "Деревня", и стихотворении "Запустение", "Одиночество" и т. д. В русском крестьянстве Бунина восхищали богатство натуры, талант, непосредственность, но вместе с тем и отталкивали невежество сознания, смирение с рабским существованием.
К революции 1905 - 1907 гг. он отнёсся с реакцией. В повестях Бунина мелькают упоминания о некоторых эпизодах революции - поджёгах помещечьих имений, забастовках, о позорных итогах войны с Японией. Революция 1905 года пробудила энергию народа. Он с оружеем в руках поднялся на борьбу. Но в этом Бунин увидел слепую, разрушительную силу, не способную к созеданию. Поэт всегда страшился и ненавидел такую разрушительную силу, которая, сметая всё прошлое, забывает взять с собой в будущее такие достижения как культуру, историческое наследие и прочее. Он видит в таких людях больше не тот "русский народ" которому он посвящал свои строки ранее.
Очень плодотворными оказались для него 1910 - 1915 годы. В 1910е годы из под его пера выходит повесть "Суходол", "Господин из Сан Франциско". "Суходол" - это поэма, поэма окончательного запустения и полной деградации дворянства. Думаю, что повесть автобиографична, так как очень многое указывает на сходсчтво с Буниным, его родам. В центре повести находится судьба дворянского рода Хрущёвых, Рассказ ведётся одним из отпрысков Хрущёвых, перемежаясь иногда с рассказами их крепостной Натальи. Создаётся такое ощущение, что рассказчик - и есть сам Бунин.
Из рассказов Натальи мы видим, кака беспощадно автор обнажает нравственную и психологическую одичалость крепостников. Как показывает трагедию народа, искалеченную крепостничеством. Но позиция автора двойственна. С одной стороны, он испытывает боль за Наталью, со злостью говорит о самодурстве помещиков, а с другой, ведёт к мысли о кровном родстве дворян и крестьян. Его злость смягчается досадой: "Мы ли не чувсивовали, что Наталья, полвека своего прожившая с нашим отцом почти одинаковый жизнью, - истинно родная нам