Сатира и современность
(В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата И. Чайкина»)

Автор именно так и думает: о
будущей отличной жизни лет, ска-
жем, через триста, а может даже
и меньше...

М. Зощенко

Традиции, заложенные русской сатирой XIX века, были блестяще развиты такими замечательными писателями, как М.Зощенко» М. Булгаков, Ильф и Петров. Они продолжают развиваться и в современной литературе. Особенно хочется отметить роман-анекдот В. Войновича о солдате Чонкине, вобравший в себя и
злость булгаковской сатиры, и юмор зощенковских рассказов, напоминающий роман Я. Гашека о солдате Швейке.

Произведение В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» долго не публиковалось в нашей стране.

В наши дни сатира Войновича заслуживает подхода серьезного и непредвзятого. Перед нами проза мастера, умеющего оригинально использовать и артистически соединять элементы разных литературных традиций.

Писатель в романе подвергает сатирическомуанализу все важные сферы тоталитарного
сталинского государства: народное хозяйство, армию, правительство и сам социалистический строй. Герои Войновича подчас действуют в ситуациях, повторяющих самые героические и трогательные коллизии мировой классики, русской классики и фольклора.

Главный герой романа-анекдота - красноармеец последнего года службы Иван Чонкин.
Недотепа Чонкин, посланный в село Красное стеречь разбитый самолет, в суматохе начала войны забытый на этом никому не нужном посту, на свой лад переживает все приключения сказочного простака Иванушки. Смирный и доверчивый, он охраняет самолет до конца войны и вступает в бой за него, правда, со своими войсками. Чонкин берет верх над врагами капитаном Милягой и его помощниками, он
обретает кров и добрую подругу Нюру. Он получает в финале невиданную награду из генеральских рук. Но тут сказка заканчивается:орден тотчас отбирают, а самого героя тащат в кутузку.

Автор высмеивает муштру, солдафонство, глупость и жестокость, царящие в Красной Армии.В романе показана трусость и глупость командного состава армии. Когда Миляге притащили пленного «шпиона», он сначала избил его, а
потом, узнав, что фамилия «шпиона» Сталин,пришел в ужас и стал унижаться перед пострадавшим. Кстати, Сталин лично в романе не присутствует. Это своего рода волшебное слово, из тех, что в мире страха и обмана значат больше,
чем реальность.

Объявленный государственным преступником, Чонкин далек от вольномыслия* Он и вождя чтит, и армейский устав уважает. Только беспощадности, популярной добродетели тех лет, Чонкину не хватает. Он всех жалеет: Нюру, своих пленников, кабана Борьку. Даже Гладышева, который пытался его застрелить, Чонкин
пожалел, за что и пострадал. Наивному герою Войновича непонятно, что доброе сердце — тоже крамола. Он со своим даром сострадания воистину враг государства.

Роман построен так, чтобы слово становилось причиной всех решающих поворотов действий. Жизнь и смерть героев романа зависит от слова прозвучавшего или написанного.

Завершается роман-анекдот горькой улыбкой из недавнего трагического прошлого. Селекционер-самородок Гладышев находит на поле боя убитого шальной пулей мерина. Под копытом лошади лежал смятый клочок бумаги с надписью: «Если погибну, прошу считать коммунистом».

Наблюдательность писателя остра, но и горька, ирония не дает забыть, что его герой — это оболваненный, обездоленный бедолага. живущий словно в бредовом сновидении, из разряда
тех, кто мучается по-настоящему. Войнович не истощим в изображении комических ситуаций, но слишком сострадателен, чтобы смешить.


Произведение Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» было воспринято литературной критикой в представителями общества от армии и идеологии по разному. Проблемы, поставленные Войновичем в романе, задевают самые болевые точки нашей нравственной, военной и идеологической жизни, они и сейчас остаются актуальными.