ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ
В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ
"МЕРТВЫЕ ДУШИ"

... Другая судьба писателя, дерзнувшего
вызвать наружу... всю глубину холодных,
раздробленных, повседневных характеров,
которыми кишит наша земля... И долго еще
определено мне чудной властью идти об руку
с моими странными героями...
Н.В. Гоголь.


"Гоголь не пишет, а рисует",-говорил Белинский. Действи-
тельно, портреты и характеры его героев словно нарисованы или,
лучше сказать, вылеплены. Проницательный взгляд писателя поз-
волил ему выставить целую кунсткамеру отрицательного. Заметное
место в ней занимает галерея образов помещиков. В "Мертвых ду-
шах" Гоголь создал типичные портреты помещиков, отразив харак-
терные черты целого сословия, раскрыл духовное обнищание и мо-
ральное вырождение этого класса, хотя сам писатель и не думал
делать столь решительных выводов.
В образе обходительного, сладкоречивого Манилова показаны
бесхозяйственные, расточительные помещики. Все шло само собой,
приходило в упадок, мужики пьянствовали и обманывали барина.
Ум хозяина занят пустой, несбыточной мечтой. Недаром утверди-
лось выражение "маниловские мечтания" в смысле бесполезных,
безжизненных фантазий. Речь его выспренна. Между тем, за два
года Манилов прочитал всего 14 страниц одной единственной кни-
ги. Используя выражение Белинского, можно сказать, что Мани-
лов- " старший брат" Обломова, в котором эта помещичья лень
достигла крайней степени.
Совершенно другим предстает Собакевич. Это крепкий хозя-
ин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброк и заработ-
ки. Это хозяин- кулак. Он готов продать все, содрать по сто
рублей даже за мертвые души. Вся обстановка его дома, манеры,
внешность говорят о нравственном одичании этого барина. Он
грубиян и циник, не уважает даже людей своего круга. Да, тако-
го дворянина трудно представить "белой костью" и "отцом
крестьян". С общественной же точки зрения он представляет со-
бой прошлое явление, ибо ярый враг всяческого прогресса. С та-
кими "господами жизни", конечно, нельзя было вывести страну из
экономической отсталости, хотя для крестьян Собакевич лучше,
чем Плюшкин.
Под стать собственнической натуре Собакевича и "дубиного-
ловая" Коробочка, которая набирает потихоньку деньжонок и бо-
ится продешевить "мертвые души".
Пределом человеческого падения является Плюшкин. Хотя в
литературе много образов скряг, но этот настолько силен, что
слово "плюшкинство" как синоним крайней и бессмысленной ску-
пости прочно утвердилось. Он стал "прорехой на человечестве".
Крестьяне доведены до такого обнищания, что десятками бегут
от него и сотнями мрут, а он утверждает, что народ завел от
праздности привычку "трескать". Сам он тоже живет впроголодь,
одевается, как нищий (Чичиков даже не признал его за барина, а
думал, что это баба). Вся жизнь его проходит в выглядывании
того, что можно спрятать, в слежке за ключницей, в ссорах с
ней, а в это время добро гниет и гибнет. Душа Плюшкина окаме-
нела, чувства притупились. Омерзение охватывает читателя при
раздумьях об этом человеке.
Совершенная противоположность Плюшкину- Ноздрев. Этот го-
тов все променять, проиграть, прогулять, не упускает случая
сшельмовать, обмануть другого, отобрать у него, то, что приг-
лянулось. Нечестен он и в картах, потому что шулерство у него
в крови. Правда, и бит бывал за это. Энергия его поразительна.
Но вся она растрачивается по пустякам и во вред людям. Он го-
тов взяться за самое фантастическое предприятие. Его
хвастовство переходит всякую меру. Язык сам собой врет без
всякой на то причины или выгоды. Имя его стало нарицательным
для наглого враля, кутилы и бузотера.
Во втором томе "Мертвых душ" Гоголь обогатил свою коллек-
цию "мертвых душ" помещиков. Мы видим Петра Петровича Петуха,
вся жизнь которого проходит от одной еды до другой, поэтому
ему совершенно некогда скучать. Все мысли направлены на то,
как бы вкуснее приготовить кушанье. Именье его заложено, но
ему и горя мало. Мы встречаем и совершенно не приспособленного
к жизни Хлобуева, который разорил семью, продает именье, но на
полученные деньги тут же дает обед.
Особняком стоит образ Костанжогло. Бесспорно, такие иск-
лючения в России были. Попадались деятельные, предприимчивые
дворяне, которые вместе с шерстью с крестьян не сдирали и шку-
ру. Но не они были типичны. Помещичьи хозяйства разорялись,
более характерны были плюшкины, маниловы и ноздревы. А потому
и не удался Гоголю тип хорошего помещика.
Проанализировав образы крепостников в поэме, можно ска-
зать, что порочен строй, при котором собакевичи, коробочки,
маниловы, плюшкины и им подобные являются хозяевами жизни,
распоряжаются судьбами людей, проживают национальное богатство.
Давно ушли в прошлое помещики, но не умирает поэма Гого-
ля. Образы, им созданные, сделались достоянием русской литера-
туры, а имена этих героев- нарицательными. Недаром о его типах
Герцен сказал, что "мы их встречали на каждом шагу" и с по-
мощью Гоголя "мы их увидели, наконец, без прикрас".