ПОМЕЩИКИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ "МЕРТВЫЕ ДУШИ".
<Мертвые души> автор назвал поэмой и подчеркнул этим зна-чительность своего творения. Поэма - значительное по объему ли-рико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение (поэма) до сих пор вызывает споры.С выходом в свет сатирических произведений Гоголя в русской реалистической литературе укрепляется критическое направление. Реализм Гоголя в большей степени насыщен обличительной, бичую-щей силой - это отличает его от предшественников и современни-ков. Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Новым у Гоголя является заострение главных черт харак-тера героя, излюбленным приемом писателя становится гипербо-ла - непомерное преувеличение, усиливающее впечатление. Гоголь находил, что сюжет <Мертвых душ>, подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров.По словам Герцена, Гоголь обратился <к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кули-сами вдали от дорог и больших городов. Благодаря Гоголю, мы на-конец увидели их... без масок, без прикрас>.Главы о помещиках, которым уделено больше половины перво-го тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточи-тельного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев;затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакеви-чу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощаю-щий крайнюю степень падения помещичьего класса.Читая <Мертвые души>, мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков: дает описание де-ревни, господского дома, внешнего вида помещика. Далее идет рас-сказ о том, как отнеслись к предложению Чичикова о продаже мертвых душ те или иные люди. Затем изображается отношение Чичикова к каждому из помещиков и появляется сцена купли-про-дажи мертвых душ. Такое совпадение не случайно. Однообразный замкнутый круг приемов позволил художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание.О <весьма обходительном и учтивом помещике Манилове> мы уз-наем в первой главе, где автор изображает внешность его, особенно глаза - сладкие как сахар. Новый знакомый был без ума от Чичико-ва, <долго жал ему руку и просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню>. Разыскивая Маниловку, Чичиков спу-тал название и спрашивает мужиков о деревне Заманиловке. Писа-тель обыгрывает это слово: <Деревня Маниловка не многих могла за-манить своим местоположением>. И тут же начинается подробное описание помещичьей усадьбы. <Дом господский стоял одиночкой на юру... открытом всем ветрам...> На покатости горы <были разбро-саны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых ака-ций; ...беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью <Храм уединенного размышления>, пониже пруд, покрытый зеленью...> И наконец, <серенькие бревенчатые избы> мужиков. За этим всем проглядывает сам хозяин - русский помещик, дворянчик Манилов. Бесхозяйственный, дом поставил неудачно, с претензией на европейскую моду, но лишенный элементар-ного вкуса. У этого помещика более двухсот крестьянских изб.Унылость вида маниловского имения дополняет пейзажная за-рисовка: темнеющий в стороне <скучно-синеватым цветом сосно-вый лес> и совершенно неопределенный день: <не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета>. Тоскливо, голо, бес-цветно. Гоголь исчерпывающе раскрыл, что такая Маниловка не-многих могла заманить.Завершает портрет Манилова Гоголь в иронической манере:<черты лица его не лишены были приятности>. Но в эту прият-ность, казалось, <чересчур было передано сахару>. Сахар - деталь, указывающая на слащавость. А затем уничтожающая характерис-тика самого автора: <Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан>.Манилов лишен хозяйственной сметки. <Когда приказчик гово-рил: <Хорошо бы, барин, то и то сделать>, <Да, недурно>, - отве-чал он обыкновенно>. Манилов не вел хозяйство, плохо знал своих крестьян, и все приходило в упадок, зато он мечтал о подземном ходе, о каменном мосте через пруд, который две бабы переходили вброд, да с торговыми лавками по обеим сторонам его.Пристальный взгляд писателя проникает в дом Манилова, где царила та же нераспорядительность и отсутствие вкуса. Некоторые комнаты были без мебели, два кресла в кабинете хозяина обтянуты рогожей. В кабинете были горки золы на подоконнике, книга, от-крытая на 14-й странице уже в течение двух лет, - единственное свидетельство о труде хозяина в кабинете.Госпожа Манилова достойна своего супруга. Жизнь ее посвяще-на слащавому сюсюканью, мещанским сюрпризикам (бисерный че-хольчик на зубочистку), томным длинным поцелуям, а хозяйство для нее - низкое занятие. <Манилова так хорошо воспитана>, - язвительно замечает Гоголь.Характер Манилова выражается в особой манере говорить, в буре слов, в употреблении деликатнейших оборотов речи: позвольте вам не позволить этого, нет уж, извините, не допущу пройти поза-ди такому приятному и образованному гостю. Прекраснодушие Ма-нилова, незнание им людей выявляется в оценке городских чинов-ников как людей <препочтеннейших и прелюбезнейших>. Шаг за шагом Гоголь неумолимо обличает пошлость пошлого человека, иронию постоянно сменяет сатирой: <На столе русские щи, но от чистого сердца>, дети - Алкид и Фемистоклюс, названы именами древнегреческих полководцев в знак образованности родителей.Во время разговора о продаже мертвых душ выяснилось, что очень многие крестьяне уже умерли (вероятно, несладко им жилось у Манилова). Сначала Манилов не может уразуметь сути чичиков-ской затеи. <Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предло-жить вопрос, а какой вопрос - черт его знает. Кончил он наконец тем, что выпустил опять дым, но только уже не ртом, а через носо-вые ноздри>. Манилов проявляет <заботу о дальнейших видах Рос-сии>. Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве.Чичикову без труда удается убедить друга в законности сделки, и Манилов, как помещик непрактичный, неделовой, дарит Чичикову мертвых душ и берет на себя расходы по оформлению купчей.Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоя-щих чувств. Он сам <мертвая душа>, обреченная на гибель так же, как и весь самодержавно-крепостнический строй России. Маниловы вредны, социально опасны. Каких же последствий для экономичес-кого развития страны можно ждать от маниловского хозяйствова-ния!Помещица Коробочка бережлива, <набирает понемногу деньжо-нок>, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домо-витость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер <дубиноголовой> помещицы, относя-щейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.За Коробочкой в гоголевской галерее уродов следует Ноздрев. В отличие от Манилова, он неугомонный, юркий, бойкий, но его энергия растрачивается по пустякам в шулерской картежной игре, в мелких пакостях лжи. С иронией называет Гоголь его <в некото-ром отношении историческим человеком, потому что где бы ни был Ноздрев, не обходилось без историй>, т. е. без скандала. Автор воз-дает ему по заслугам устами Чичикова: <Ноздрев человек - дрянь!> Он прокутил все, забросил имение и обосновался на ярмар-ке в игровом доме. Подчеркивая живучесть ноздревых в русской действительности, Гоголь восклицает: <Ноздрев долго еще не выве-дется из мира>.Свойственное Коробочке накопительство превратилось у прак-тичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. На крепост-ных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил му-жикам избы, на диво срубленные, сдерет с них три шкуры. Некото-рых крестьян он перевел на денежно-оброчную систему, выгодную помещику. Образ Собакевича создан в излюбленной гиперболичес-кой манере Гоголя. Его портрет, в котором дано сравнение с медве-дем, обстановка в доме, резкость отзывов, поведение за обедом - во всем подчеркнута животная сущность помещика.Собакевич быстро раскусил затею Чичикова, понял выгоду и за-ломил по сто рублей за душу. Прижимистый помещик сбыл мерт-вых душ с выгодой для себя, да еще и надул Чичикова, подсунув ему одну особу женского пола. <Кулак, кулак, да еще и бестия впридачу!> - так характеризует его Чичиков. Собакевич приспосабливается к капиталистическим условиям жизни.Впервые увидев Плюшкина, Чичиков <долго не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было со-вершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на го-лове колпак, который носят деревенские дворовые бабы, только голос показался ему несколько сиплым для женщины: <Ой баба! - подумал он про себя и тут же прибавил: <Ой нет!> <Конечно баба!> Чичикову и в голову не могло прийти, что это русский барин, поме-щик, владелец крепостных душ. Страсть к накоплению неузнавае-мо изуродовала Плюшкина; он копит только ради накопительства... Крестьян он заморил голодом, и они <мрут, как мухи> (за три года 80 душ). Сам он живет впроголодь, одевается, как нищий. (По меткому слову Гоголя, Плюшкин превратился в какую-то прореху на человечестве.) В эпоху роста денежных отношений хозяйство Плюшкина ведется по старинке, основано на барщинном труде, хо-зяин собирает продукты и вещи, бессмысленно накапливает ради накопления. Разорил крестьян, губя их непосильной работой. Плюшкин копил, и все, что он собирал, гнило, все обращалось в <чистый навоз*. Расхищение народного труда автор разоблачает в главе о Плюшкине даже с большей силой, чем в главе о Ноздреве. Такой помещик, как Плюшкин, не может быть опорой государства, двигать вперед его экономику и культуру. И писатель горестно вос-клицает: <И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог сни-зойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком>.Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретны-ми чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий куль-турный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремле-ние к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравст-венная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порож-дены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуа-тации крестьянства. Произведение Гоголя ошеломило прежде всего правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство - лучшая часть населения России, страстные пат-риоты, опора государства. Гоголь образами помещиков развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики <проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа... <Мертвые души> потрясли всю Россию>.