При некоторых заболеваниях или кровопотерях человеку делают переливание крови.
Кровь для переливания берут у взрослых здоровых людей — доноров, добавляют в неё особые химические вещества (чтобы кровь не свертывалась и была пригодной в течение длительного времении) и закрывают герметично в особых стеклянных сосудах. Такую консервированную кровь можно перевозить на большие расстояния.

pic001.jpg
Группы крови
В 1900 г. австралийский учёный Карл Ландштейнер открыл группы крови, за что в 1930 г. получил Нобелевскую премию.
Существуют две системы обозначения групп крови. В первой группы крови обозначают римскими цифрами I-IV, а во второй - латинскими буквами А, В и нулём - система АВ0.

125393.png

Выделяют 4 основных группы крови: I или нулеваяI (0), II (A), III (B) и IV (АВ). Обладание той или иной группой крови определяется генетически.
Группы крови отличаются содержанием в плазме крови и эритроцитах специфических белков, которые не всегда совместимы — белки плазмы могут склеивать эритроциты, разрушать их (с этим связаны правила переливания крови).
Пример:
Более 40 % европейцев имеют II (А) группу крови, 40% — I (0), 10 % — III (B) и только 6% — IV (AB).
Переливание крови
Обрати внимание!
Каждая группа крови принимает кровь одноименной группы и I (0) группы.
Тем, у кого кровь относится к IV (AB) группе, можно переливать небольшое количество крови любой группы, так как у них в плазме крови нет белка, который склеивает эритроциты крови донора. Этих людей называют универсальными реципиентами.
Кровь I (0) группы можно приливать любому человеку, так как в ее эритроцитах нет белка, на который могут повлиять белки плазмы реципиента и вызвать их разрушение. Людей с I (0) группой крови называют универсальными донорами.

Схема-переливания-групп-крови1.jpg

В настоящее время принято переливать только одноименную группу крови.
Резус-фактор
Другая характеристика групп крови — резус-фактор, названный по имени макаки-резус, в эритроцитах крови которой он был обнаружен в 1940 г.
Людей, в крови которых он есть, назвают резус-положительными Rh(+), а у которых он отсутствует — резус-отрицательными Rh(–).

Rezus.jpg

Резус фактор особенно важно учитывать при пересадке органов и тканей и при беременности. Если у резус отрицательной матери Rh(–) развивается резус положительный Rh(+) плод (унаследовавший положительный резус-фактор от отца), то в крови матери будут образовываться вещества, разрушающие эритроциты плода и он может погибнуть.

rezus-faktor.jpg