Лейкоциты, или белые кровяные тельца, — клетки крови, имеющие ядра. В 1 мм³ крови их 4—9 тыс. (число лейкоцитов может сильно колебаться, возрастая при многих заболеваниях).
Лейкоциты обеспечивают защитную функцию крови.
Продолжительность жизни лейкоцита — несколько дней (затем они разрушаются в селезёнке).

pic67a.png

В крови человека находится несколько разновидностей лейкоцитов, каждая из которых выполняет определённые функции.
Фагоциты
Некоторые  лейкоциты способны к захвату и уничтожению чужеродных частиц, молекул и клеток, проникших в кровь, — фагоцитозу.
Лейкоциты способны к активному амебоидному движению и могут переходить через стенку капилляров и проникать в ткани, где они поглощают и переваривают чужеродные частицы.
Они также могут распознавать и уничтожать раковые и старые, отмирающие клетки.

pic67b.png

Явление фагоцитоза было открыто русским микробиологом Ильёй Ильичом Мечниковым(создателем фагоцитарной теории иммунитета). Он обнаружил, что некоторые лейкоциты способны двигаться подобно амёбам и захватывать чужеродные частицы в крови. Эти клетки И.И. Мечников назвал фагоцитами, то есть пожирателями, а открытое явление — фагоцитозом.
Фагоцитоз — поглощение твердых частиц пищи клеткой.

Если чужеродных тел проникло в организм очень много, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и в конце концов разрушаются. При этом освобождаются вещества, вызывающие местную воспалительную реакцию, которая сопровождается отёком, повышением температуры и покраснением пораженного участка. Эти вещества также привлекают новые лейкоциты к месту внедрения чужеродных тел. Гной, который образуется в тканях при воспалении, — это скопление погибших лейкоцитов.

pic68.png

Лимфоциты
Другие лейкоциты (лимфоциты) вырабатывают особые белки (антитела), которые распознают и связывают (обезвреживают) чужеродные клетки и вырабатываемые ими вредные для организма вещества (токсины). Связанные антителами вредоносные частицы не могут проникнуть в ткани человека и становятся безвредными.
Образование антител происходит с участием особого вида лейкоцитов, встречающихся не только в крови, но и в лимфе. Поэтому их называют лимфоцитами.
Т–лимфоциты способны связываться с антигенами чужеродных частиц и вызывать их разрушение.
В–лимфоциты выделяют химические вещества — антитела. Антитела, присоединяясь к антигенам ускоряют их захват фагоцитами, либо приводят к химическому разрушению или склеиванию и осаждению антигенов.

pic69.png

Обычно антитела действуют против возбудителя одного заболевания (например, против возбудителя кори). Наличие в крови антител к возбудителю определённой болезни создает невосприимчивость организма к повторным заболеваниям этой болезнью.
Именно благодаря B-лимфоцитам (клеткам памяти при иммунном ответе) у человека появляется иммунитет к перенесенным заболеваниям (единожды проконтактировав с болезнетворным агентом (бактерией, вирусом, химическим соединением), эти клетки запоминают агент и приспосабливаются к его устранению). И именно благодаря им возможен эффект от вакцинации (прививок).
При нарушении образования лимфоцитов человек лишается защиты от инфекции.

Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г./Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8 класс.– М.: Просвещение