Теория:

Слуховой анализатор даёт возможность человеку получать звуковую информацию (в том числе воспринимать речь, а значит, общаться). С помощью слуха возможно речевое общение между людьми.
Слуховой анализатор включает в себя:
  • орган слуха,
  • слуховой нерв,
  • центры мозга, анализирующие слуховую информацию.
Строение органа слуха
С помощью органа слуха звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы, сигнализирующие о том, что происходит в окружающей среде.
Ухо человека воспринимает звуки частотой от 16 до 20 000 Гц.
Ухо – парный орган, состоящий из наружного, среднего и внутреннего уха.
Наружное ухо включает ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку.
Ушная раковина направляет звуковые колебания воздуха в наружный слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой.
Обрати внимание!
Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего.
 
pic136а.png
 
В полости среднего уха расположены самые маленькие косточки организма человека: молоточек, наковальня и стремечко.
 
4.png
 
Стремечко широким основанием сращено с перепонкой овального окна, ведущего во внутреннее ухо. Слуховые косточки усиливают колебания барабанной перепонки в 40—50 раз и последовательно передают их к эластичной перепонке, затягивающей овальное окно внутреннего уха.
Слуховая (евстахиева) труба связывает полость среднего уха с полостью носоглотки (это обеспечивает равновесие между давлением в среднем ухе и внешним атмосферным давлением)
Среднее ухо обеспечивает передачу звуковых волн из среды с низкой плотностью (воздух) в среду с высокой плотностью (эндолимфу), в которой находятся рецепторные клетки внутреннего уха.
Внутреннее ухо расположено в толще височной кости и представляет собой систему полостей и извитых канальцев – лабиринт. Различают костный и перепончатый лабиринт. Функцию слуха в лабиринте выполняет только спирально завитая улитка, в которой находятся слуховые рецепторы (кортиев орган — рецепторная часть слухового анализатора, расположенная внутри перепончатого лабиринта). Рецепторные клетки улитки воспринимают колебания жидкости, заполняющей внутреннее ухо и преобразуют их в нервные импульсы, которые передаются по слуховому нерву  в слуховую зону коры головного мозга.
В слуховой зоне коры больших полушарий, расположенной в височной области, происходит окончательное различение характера звука, его силы и высоты.
Орган равновесия (вестибулярный анализатор)
Другая часть лабиринта внутреннего уха, состоящая из полукружных каналов, относится к органу равновесия.
Вестибулярный анализатор выполняет функцию регуляции положения тела и его отдельных частей в пространстве.
Вестибулярный аппарат представлен тремя полукружными каналами и рецепторами овального и круглого мешочков внутреннего уха
 
pic138.png

Рецепторные волосковые клетки расположены на дне и внутренней стороне мешочков. В полости мешочков расположены отолиты - кристаллы солей кальция.
 
pic139.png
 
Полукружные каналы расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях. В основаниях каналов находятся волосковые клетки.
Рецепторы отолитового аппарата реагируют на ускорение или замедление прямолинейного движения.
Рецепторы полукружных каналов раздражаются при изменениях вращательных движений.
Импульсы от вестибулярного аппарата по вестибулярному нерву поступают в ЦНС. Сюда же поступают импульсы от рецепторов мышц, сухожилий, подошв. Функционально вестибулярный аппарат связан с мозжечком, отвечающим за координацию движений, ориентацию человека в пространстве.
Мышечное чувство
Человек, даже с закрытыми глазами чувствует, в каком положении в пространстве находится его тело (стоит он, лежит или сидит; согнута или выпрямлена его рука или нога). Это связано с работой специальных рецепторов в мышцах, сухожилиях и суставах, передающих в мозг информацию о степени растяжения или сокращения каждой мышцы.
 
pic140.png
 
Эта информация поступает в мозжечок и теменную область коры больших полушарий, что позволяет очень быстро и точно контролировать позу всего тела человека и положение его отдельных частей.
Благодаря этому чувству можно, не контролируя движения зрением, менять позу или положение тела или с закрытыми глазами точным движением пальца руки коснуться кончика носа.
Мышечное чувство позволяет человеку довести до автоматизма свои двигательные навыки.
Пример:
Акробат выполняет целые каскады сложнейших движений, совершенно не задумываясь об их последовательности. Это возможно только благодаря точной работе вестибулярного аппарата и хорошо тренированному мышечному чувству.
  
Источники:
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г./Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8 класс.– М.: Просвещение
Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: Владос
Лернер Г.И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель
Иллюстрации:
http://biolgra.ucoz.ru
http://biouroki.ru/material/human/sluh.html