Теория:

Речь
И.П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальной системах.
Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловно рефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой.
Первая сигнальная система обеспечивает восприятие окружающего мира через органы чувств. С помощью этой сигнальной системы вырабатываются условные рефлексы на самые разные сигналы.
Вторая сигнальная система появилась у человека в связи с развитием речи. Речь состоит из слов, каждое из которых обозначает какое-то понятие: предмет, действие или признак предмета. С помощью слов люди могут выражать очень сложные ощущения, описывать какие угодно процессы. Словами человек обозначает всё, что воспринимает с помощью органов чувств.
В то же время слово обладает обобщающей функцией.
Пример:
Так, слово «стол» для ребёнка вначале обозначает определённый предмет — тот стол, за которым его кормят. Взрослея, ребёнок начинает называть тем же словом письменный стол отца, кухонный стол и стол для радиоприёмника. Теперь он обобщает словом «стол» все предметы, имеющие общие признаки стола. Таким образом, конкретное понятие становится обобщающим.
Для речи человека характерна очень высокая степень обобщения. Человек обобщает не только понятия о предметах (их свойствах и признаках), явлениях природы, но и свои ощущения, чувства, переживания. Человек думает словами. Речь человека становится аппаратом абстрактного мышления.
Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями.
Устная и письменная речь позволяет человеку делиться информацией с другими людьми, передавать свои знания следующим поколениям, что делает непрерывным развитие науки, техники и культуры.
 
Способностью к обучению речи человек наделен от рождения. Ребенок обучается говорить с 5—7 месяца первого года жизни до 5–6 лет. Язык, на котором будет говорить ребёнок зависит от того, на каком языке говорят окружающие его люди. Если ребенок изолирован от человеческого общества, способность к овладению речью пропадает, а его умственное развитие задерживается.
 
Речевые функции человека связаны с многими мозговыми структурами. Формирование устной речи человека связано с лобной долей левого полушария, письменной — с левыми височными и теменными долями. Правое полушарие отвечает за определение интонации речи, чувствительно к музыке, воспринимает форму, размеры предметов, их расположение в окружающей среде. Нервные волокна, связывающие симметричные участки правого и левого полушарий, обеспечивают их взаимодействие и согласованную работу.
Эмоции
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей.
Эмоции бывают положительными и отрицательными.
Если вероятность добиться достижения какой-либо желаемой потребности мала, то возникают отрицательные эмоции (тревога, страх, разочарование).
Если же какая-либо желаемая потребность успешно достигается, то возникают положительные эмоции (наслаждение, радость, удовольствие).
Эмоции очень ярко выражаются в жестах человека и его мимике. Общаясь при помощи слов, любой человек невольно дополняет содержание своей речи целым рядом сигналов. В гневе люди сжимают кулаки и искривляют рот, а при удивлении разводят руки и приподнимают брови. Жестикуляция и мимика придают большую значимость словам и помогают правильно понять мысли собеседника.
 
1442414906_emotionsareenergy.jpg
 
Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме.
  • Такие эмоции, как радость, гнев, предстартовое волнение, повышают мышечный тонус, выброс адреналина, усиление сердечно-сосудистой деятельности.
  • Страх, уныние могут сопровождаться понижением тонуса мышц, спазмами сосудов.
Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны такие выражения, как «от страха в пот ударило», «волосы встали дыбом», «мурашки по коже», «щемит сердце» или «от радости в зобу дыханье сперло» и т. п. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или для защиты.
Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормозит или активирует эмоции, т.е. управляет ими.
Индивидуальные особенности ВНД. Типы ВНД. Темперамент
И.П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах ВНД. Он оценивал силу, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов (возбуждения и торможения).
  • Сила нервных процессов определяет работоспособность нервной системы и её возможность противостоять утомлению.
  • Уравновешенность характеризует баланс между возбуждением и торможением.
  • Подвижность оценивает способность нервной системы менять своё состояние, то есть переходить от возбуждения к торможению или наоборот.
Различные варианты сочетаний этих свойств позволяют выделить четыре типа ВНД (темперамента): холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

7.jpg
  • Холерик — тип легковозбудимый, эмоциональный, общительный. Холерика отличают высокий уровень активности, энергичные действия, сильные и ярко выраженные эмоциональные переживания. Для него характерна несдержанность, вспыльчивость в конфликтных ситуациях.
  • Сангвиник — тип спокойный, устойчивый, чувственный, доверчивый, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, максимально высоким уровнем исследовательской активности. Он подвижен, общителен, быстро отзывается на события, легко переживает неудачи и неприятности.
  • Флегматик — тип малоэмоциональный, малообщительный, малоподвижный, с хорошо развитым вниманием и работоспособностью. Его отличает низкий уровень поведенческой активности, он медлителен, спокоен, ровен. Характерно постоянство чувств и настроений. Процесс изменения привычек и навыков у флегматика затруднён.
  • Меланхолик — тип легковозбудимый, малообщительный, неуверенный в себе. Отличается сниженным уровнем двигательной и речевой активности, эмоциональной ранимостью. Склонен к глубоким внутренним переживаниям. Меланхоликам в наибольшей степени свойственны нестандартные ходы воображения и мышления, различные проявления творческих процессов.
Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них.
 
434237.jpg
 
Оценка темперамента имеет значение при выборе характера профессиональной деятельности.
 
Источники:
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г./Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8 класс.– М.: Просвещение
Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: Владос
Лернер Г.И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель