Теория:

Интеллект
Для того чтобы попытаться оценить умственные способности человека, пользуются понятием «интеллект».
Интеллект характеризуется тремя основными чертами:
  1. интеллект — способность познавать, исследовать окружающий мир;
  2. интеллект — это свойство, присутствующее во всех видах умственной деятельности, а не одна какая-то способность.
  3. интеллект — это преимущественно врождённое качество, достающееся (или не достающееся) нам от предков, а окружающая среда и личный опыт влияют на степень интеллекта в меньшей степени.
Учёные подразделяют интеллект на три категории:
  • технические способности, то есть умение использовать орудия труда, приспособления и т.п.;
  • общественные способности, то есть умение контактировать и общаться с людьми;
  • умение пользоваться символами, то есть цифрами, буквами, обозначениями, а также научными понятиями.
Некоторые психологи выделяют ещё и творческие способности как отдельную категорию.
 
Для количественной оценки интеллекта у детей чаще всего пользуются тестами, позволяющими определить так называемый IQ (от англ. intelligence quotient). У среднего человека IQ равен приблизительно 100. У 25 % людей этот коэффициент ниже 90 и у стольких же выше 110. Если IQ ниже 70, то таких людей причисляют к слабоумным. Их в обществе около 15% , то есть совсем даже немало. А вот 2 % людей имеют IQ 130-140, и их способности признаются очень высокими.
Обучение и память
Приобретение индивидуального опыта называют обучением. Обучение возможно благодаря памяти.
Память — это сложный психофизиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта.
 
Память — это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее через некоторые промежутки времени.
Обучение возможно благодаря памяти. Используя память, человек может многократно извлекать полученную информацию в область сознания, то есть вспоминать накопленные сведения, и применять её по назначению. Таким образом, благодаря памяти в процессе обучения у человека формируются знания, умения и навыки, необходимые для жизни в изменяющихся условиях окружающей среды.
В формировании памяти участвуют височные доли мозга, ретикулярная формация ствола мозга, гипоталамус.
По времени сохранения информации память бывает кратковременной и долговременной.
Кратковременная память длится всего несколько секунд и позволяет удерживать около семи предъявленных элементов информации. В основе кратковременной памяти лежит движение нервных импульсов по нейронам головного мозга. Она очень чувствительна к внешним воздействиям различными раздражителями. Например, если в момент запоминания информации человека отвлечь, переключить его внимание на решение другой умственной задачи, то информация, содержащаяся в этот момент в его кратковременной памяти, полностью стирается.
Долговременная память сохраняет полученную информацию в течение всей жизни человека. Всё, что содержится в кратковременной памяти свыше 30 секунд, преобразуется в систему долговременной памяти. Особенно хорошо запоминаются события, которые вызывают у человека сильные эмоции — как положительные, так и отрицательные  (восторг, удовольствие, страх, ненависть и т.п.).
Виды памяти
По преобладанию в процессах запоминания какого-либо анализатора различают следующие виды памяти:
  • двигательная;
  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • смешанная.
Пример:
Например, двигательная память зависит от работы анализаторов, рецепторами которых являются нервные окончания в мышцах скелетной мускулатуры. Она задействуется в процессе формирования у человека двигательных умений и навыков, связанных с запоминанием последовательности движений при различных видах деятельности: работе, спорте, письме, речи. Ведь, научившись ездить на двухколёсном велосипеде в детстве, мы без труда сохраняем этот навык на всю жизнь.
 
Человек запоминает не только раздражители, которые действуют на него, но и те ощущения, образы и эмоции, которые они вызывают.
Образная память — это запоминание и сохранение в памяти различных образов: слуховых, зрительных, обонятельных. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии. Образная память должна быть особенно хорошо развита у людей творческих профессий: музыкантов, художников , поэтов, писателей, артистов.
Эмоциональная память — сохраняет пережитые человеком чувства. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку.
Пример:
Например, при укусе собаки возникают боль и страх. При этом в мозге и железах внутренней секреции вырабатывается ряд веществ, которые необходимы для реакции на стресс. По прошествии нескольких лет человек, которого когда-то укусила собака, при виде этого животного вновь вспоминает и переживает те же ощущения. При этом снова могут вырабатываться и выбрасываться в кровь те же регуляторные вещества, что и при реальном укусе.
Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов — это словесная память.
Различные виды памяти тесно связаны между собой. Лучше всего запоминается то, что заставляет включаться сразу несколько механизмов запоминания, то есть то, что ново, интересно, вызывает сильные эмоции. Обычно, одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.
Память может быть непроизвольной (запоминание идёт без усилий, как бы само собой; так запоминается то, что произвело сильное впечатление или имеет для человека важное значение). 
Если человек осознанно старается запомнить материал, прилагая волевые усилия, используя специальные приемы, говорят о произвольной памяти.
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание активно формируется в школьные годы. Наибольшего развития память достигает к 25 годам, сохраняясь до 50 лет. Затем способность запоминать и вспоминать постепенно идёт на убыль. Профессиональная память сохраняется и в пожилом возрасте.
  
Источники:
Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г./Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8 класс.– М.: Просвещение
Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: Владос
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа
Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
Лернер Г.И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель
Иллюстрации:
http://school-collection.edu.ru