С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Кратко рассмотрим как происходило развитие науки биологии и назовём имена некоторых выдающихся учёных, внёсших вклад в её развитие.
Сначала исследователи изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей (естественная история является предшественницей биологии).
Гиппократ (460- ок.370г. до н.э.) — основоположник медицины. Дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней.
Аристотель (384-322г. до н.э.) — основоположник зоологии. Описал многих животных, положил начало систематике (он делил окружающий мир на четыре царства: неодушевленный мир земли, воды и воздуха, мир растений, мир животных и мир человека).
Теофраст (372-287г. до н.э.) — основоположник ботаники. Описал более 500 видов растений, указав сведения о строении и размножении многих из них.
Гай Плиний Старший (23-79 г.) — написал 37 томов энциклопедии "Естественная история", которая почти до средневековья была главным источником знаний о природе.
Клавдий Гален (ок.130 - ок.200 г.) — первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.
В средние века господствующей идеологией была религия, но шло накопление знаний о живых организмах.
Самый известный учёный Эпохи Возрождения (переходной от культуры средних веков к культуре нового времени) Леонардо да Винчи (1452-1519 г.) внес определенный вклад и в развитие биологии. Он изучал полёт птиц, деятельность сердца и зрительную функцию глаза, способы соединения костей (отметив сходство суставов и костей человека и животных).
В Эпоху Великих географических открытий (во второй половине \(XV\) в.) естественнонаучные знания начинают быстро развиваться и биология подразделяется на отдельные науки.
В \(XVI-XVII \) веках стали стремительно развиваться ботаника и зоология.
Изобретение микроскопа, в начале \(XVII\) в., позволило открыть невидимые для невооруженного глаза живые организмы (бактерии, простейшие).
Карл Линней (1707-1778г.) предложил систему классификации животных и растений с использованием бинарной номенклатуры (двойных видовых названий).
Карл Максимович Бэр (1792-1876) сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложив научные основы эмбриологии.
Жан Батист Ламарк (1774-1829г.) предложил первую теорию эволюции.
В 1839 году Теодором Шванном (1818-1882г.) и Маттиасом Якобом Шлейденом (1804-1881г.) была сформулирована первая клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира и послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Чарльза Дарвина (1809-1882г.), опубликованной в 1859 г.
В \(XIX\) в. благодаря работам Луи Пастера (1822 –1895г.)Роберта Коха (1843-1910г.), Ильи Ильича Мечникова (1845-1916г.) в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология.
К концу \(XIX\) в. в качестве самостоятельных наук сформировались паразитология и экология (основателем экологии считается немецкий биолог Эрнст Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология»).
В 1900 году были переоткрыты законы Грегора Менделя (1822-1884г.), что дало старт развитию генетики.
В 40-50-е годы \(XX\) в. в качестве объектов исследования стали широко использоваться  микроорганизмы и начинают активно развиваться молекулярная биология, биофизика, биохимия, бионика и др.
В \(XX\) в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология, которое будет стремительно развиваться и в \(XX\)\(I\) в.
Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс // ДРОФА