Выделяют три основных пути видообразования.

Первый из них – простое преобразование видов. В ходе эволюции вид \(A\) меняется и превращается в вид \(B\). Такой процесс называется филетическим видообразованием. Число видов при этом не увеличивается.

Второй путь называется гибридогенным. Он связан со слиянием двух существующих видов \(A\) и \(B\) и образованием нового вида \(C\). Виды \(A\) и \(B\) в таком случае могут сохраняться.

Третий путь видообразования обусловлен дивергенцией, т. е. разделением одного предкового вида на несколько новых видов. Этим путем, в основном, и шла эволюция жизни на Земле.

11-03-2018 16-43-50.jpg
Пути видообразования: филетический, гибридогенный и дивергентный

Дарвин доказал, что в природе постоянно происходит процесс возникновения новых видов на основе существующих под влиянием движущих сил эволюции. Он рассматривал только дивергентный путь видообразования. Филетический и гибридогенный пути были открыты позже.

Согласно современным представлениям об эволюции, образование нового вида происходит в пределах популяции — элементарной единицы эволюции.

Популяции являются генетически открытыми системами. И пока между ними происходит обмен генами в результате миграции особей, вид остается единой генетически закрытой системой. Возникновение изоляции между двумя популяциями приводит к накоплению в них различий, препятствующих скрещиванию особей. Популяции становятся генетически закрытыми системами и, значит, новыми видами.
Видообразование — эволюционный процесс превращения генетически открытых систем (популяций) в генетически закрытые системы (новые виды).
Видообразование — это сложный и длительный процесс, включающий промежуточные стадии.

Действие изоляции ненаправленно, но является обязательным условием усиления генетических различий между популяциями. Если изоляция продолжается долго, то разнонаправленный естественный отбор приводит к расхождению признаков популяций — дивергенции.

В результате популяции превращаются в разновидности или расы. Сохранение изоляции приводит к усилению различий между разновидностями и они превращаются в подвиды. Если усиление различий между подвидами будет препятствовать их скрещиванию, значит, они стали генетически закрытыми системами. Между ними возникла репродуктивная изоляция. Подвиды превратились в новые виды.

Факторами видообразования являются:
  • предпосылки эволюции: мутационная и комбинативная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, изоляция;
  • движущие силы эволюции: борьба за существование, естественный отбор.