Для изучения функционирования клеток применяют самые разнообразные методы.
Световая микроскопия
  • В \(1590\) г. был создан первый микроскоп (братьями Янсен).
  • В начале \(XVII\) века были созданы первые микроскопы, в которых увеличение изображения создавалось за счет использования системы линз.
  • В \(1665\) году, английский физик и ботаник Роберт Гук применил микроскоп для исследования живых организмов (он рассматривал ветку бузины) и увидел клетки (на самом деле это были клеточные стенки, но Гук ввел название «клетка»).
  • В \(1696\) году Антони ван Левенгук в своей книге «Тайны природы, открытые с помощью совершеннейших микроскопов» описал эритроциты, сперматозоиды, микроорганизмы(поэтому ван Левенгук и считается основоположником биологической микроскопии).
Световой микроскоп был основным “оружием” биологов в \(XVIII-XIX\) вв. В настоящее время они тоже широко применяются, однако с их помощью невозможно изучать объекты, размер которых меньше длины световой волны (400-800 нм), т.к световая волна не может быть отражена очень маленьким предметом (она просто обогнёт его).

1314025135_f_18743320.jpg

В начале \(30\)-х годов \(XX\) века был создан электронный микроскоп, давший биологам возможность увидеть составные части клеток размером всего 1 нм. В электронном микроскопе вместо луча света пучок электронов, которые способны отражаться от мельчайших объектов.

YhWNKhhDLsWCTTE-1600x900-noPad.jpg

Современные методы флуоресцентной и конфокальной микроскопии позволяют получать микроскопические изображения с максимальным разрешением.

486196_html_m212e4c35.png

Сканирующий электронный микроскоп даёт возможность получать объёмные изображения предметов.

89e91_bikroskop-0019.jpg

Существенный недостаток электронного микроскопа — невозможность исследования живых клеток (перед исследованием с помощью электронного микроскопа клетки необходимо подвергать особой обработке, в результате которой они погибают). Поэтому, если необходимо пронаблюдать длительные процессы, происходящие в живой клетке, используют замедленную киносъемку через мощные световые микроскопы.

Если требуется проследить за судьбой какого-либо химического соединения в клетке, то можно заменить один из атомов в его молекуле на радиоактивный изотоп (чаще всего используют изотопы фосфора (32Р), водорода (3Н) и углерода (14С)). Тогда эта молекула будет иметь радиоактивную метку, по которой её можно обнаружить с помощью специальных приборов или по её способности засвечивать фотоплёнку.

267_4.jpg

Для выделения и изучения отдельных органоидов клетки используется метод ультрацентрифугирования: клетки в пробирках вращают с очень большой скоростью в особых приборах — центрифугах. Так как разные составные части клеток имеют различные массу, размеры и плотность, то они под действием центробежной силы оседают на дно пробирки с разными скоростями. Таким методом выделяют митохондрии, рибосомы и некоторые другие органоиды клетки.

centrifuge.jpg

В распоряжении ученых сейчас имеется также целый ряд химических и физических методов, позволяющих проводить исследования на молекулярном уровне, в связи с чем активно развивается наука — молекулярная биология.

biologiya.jpg