Возникновение и дальнейшее развитие микроскопии привело к созданию клеточной теории, созданной в \(1839\) г. двумя немецкими исследователями М. Шлейденом и Т. Шванном.

image.jpg
Этапы создания клеточной теории
  • \(1590\) г. — создание первого микроскопа (братья Янсен).
  • \(1665\) г. Роберт Гук — ввёл название «клетка».
  • \(1696\) г. — публикация Антония Левенгука о микробах и других микроскопических объектах, увиденных им в микроскоп.
  • \(1833\) г. — Р. Броун описал ядро растительной клетки.
  • \(1839\) г.М. Шлейден и Т. Шванн открыли ядрышко и выдвинули основные положения клеточной теории.
В дальнейшем клеточная теория развивалась благодаря новым открытиям.
  • \(1859\) г. — принцип Рудольфа Вирхова: «каждая клетка — из клетки» (М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно полагали, что клетки в организме возникают из неклеточного вещества).
  • \(1880\) г. — Уолтер Флемминг описал хромосомы и процессы, происходящие при делении клетки (митоз).
  • \(1892\) г. — И. И. Мечников открыл явление фагоцитоза.
\(XX\) век стал веком расцвета биологии, особенно таких наук, как цитология, генетика, эмбриология, биохимия, биофизика. Без создания клеточной теории это развитие было бы невозможным.
  • С \(1903\) г. стала развиваться генетика.
  • С \(1930\) г. стала активно развиваться электронная микроскопия, что позволило учёным детально изучить клеточные органоиды.
Основные положения современной клеточной теории:
  1. Все простые и сложные организмы состоят из клеток, способных к обмену с окружающей средой веществами, энергией, биологической информацией.
  2. Клетка — элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живого.
  3. Клетка — элементарная единица размножения и развития живого.
  4. В многоклеточных организмах клетки дифференцированы по строению и функциям. Они объединены в ткани, органы и системы органов.
  5. Клетка представляет собой элементарную, открытую живую систему, способную к саморегуляции, самообновлению и воспроизведению.
Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира.

Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс // ДРОФА