Теория:

К слову «информация» мы привыкли давно. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Правильно информацию можно получить из телевизора, книг, компьютера, по радио, увидеть на улице (на афишах, объявлениях). Т.е. каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становиться источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Есть различные типы сигналов, с помощью которых мы получаем информацию: световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие.
Информация для человека — это содержание получаемых им сообщений, расширяющее человека знания об окружающем мире и протекающих в нем процессах.
Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.

Непрерывный сигнал принимает бесконечно множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.

Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.
Сигнал называется непрерывным, если его параметр может принимать любое значение в пределах некоторого интервала (рис. 1).

Сигнал называется дискретным, если его параметр может принимать конечное число значений в пределах некоторого интервала (рис. 2).
р1.png
Рис. 1.
 
р2.png
Рис. 2.
Пример:
Примерами непрерывных сигналов могут быть музыка, речь, изображения, показания термометра (высота столба ртути может быть любой и представляет собой ряд непрерывных значений).
 
Примерами дискретных сигналов могут быть показания механических или электронных часов, тексты в книгах, показания цифровых измерительных приборов и т.д.
Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств: орган зрения (глаза), орган слуха (уши), орган вкуса (язык), орган обаяния (нос), орган осязания (кожа).
 
76686408.png
Рис. 3.

Виды информации:
  • визуальная (мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);
  • аудиальная (воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);
  • вкусовая (можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, соленый);
  • обонятельная (люди воспринимают запахи);
  • тактильная (человек получает информацию о температуре предмета — тёплый или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т.д.).
Здоровый человек получает около \(80−90\)% информации при помощи органов зрения (визуально), при помощи органов слуха (аудиально) — примерно \(8−15\)%, а при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания) — только \(1−5\)%.

При утрате одного из информационных каналов (зрения, слуха, вкуса, обоняния или осязания) усиливается информационная роль других каналов.
Свойства информации — это объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность и понятность.
  1. Объективная информация — информация, не зависящая от чьего-либо мнения, сужения.
  2. Достоверная информация — информация, отражающая истинное положение дел.
  3. Полная информация — информация, достаточная для понимания ситуации и принятия решения.
  4. Актуальная информация — информация, важная и существенная для настоящего времени.
  5. Полезная информация — информация, оценивающая по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.
  6. Понятная информация — информация, выраженная на языке, доступном для получателя.
Пример:
Объективная информация: Москва — столица России; необъективная информация: все ребята 7 класса отличники.

Достоверная информация: сейчас в 7 классе урок информатики; недостоверная информация: в 7 классе учатся 22 человека.

Полная информация: у мамы день рождение 20 июня; неполная информация: у мамы день рождения летом.

Актуальная информация: сегодня Саше подарят собаку; неактуальная информация: летом 2015 года Саша ходил в поход.
 
Полезная информация: в дождливую погоду возьмите зонт; бесполезная информация: в 1996 году были сильные дожди.

Понятная информация: пожарная сирена – сигнал к эвакуации; непонятная информация: 火灾报警信号撤离.