Теория:

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация — это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний.
 
Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объёмом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.
 
Информация является общенаучной категорией. Существует множество определений этого термина, но в обыденной жизни информацию отождествляют с такими понятиями, как сообщение, сведения, знания.
 
Информация позволяет человеку снизить уровень неопределённости знания о сути какого-либо объекта: предмета, явления или процесса. В результате обмена сведениями об определённом объекте у каждого из участников обмена формируется более полное представление о рассматриваемом предмете, повышается их уровень осведомлённости и, соответственно, понижается уровень неопределённости знаний, касающихся этого объекта. Поэтому информацию также определяют как меру устранения неопределённости знаний об объекте.
Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, уменьшающие степень неопределённости знаний об этих объектах или явлениях.
Информация не существует сама по себе. Всегда имеется источник, который производит информацию, и приемник, который её воспринимает.
 
В роли источника или приемника может быть любой объект материального мира: человек, устройство, животное, растение. То есть информация всегда предназначена конкретному объекту.
Источник информации — это объект, порождающий информацию и представляющий её в виде сообщения.
Приемник информации — это объект, принимающий сообщение и способный правильно его интерпретировать.
Человек получает информацию из разных источников: когда читает или слушает радио, смотрит телепередачу или разглядывает картину в музее, дотрагивается до предмета или пробует на вкус какую-нибудь еду. При этом одну и ту же информацию каждый человек может воспринимать по-разному.
 
Информация несёт человеку знания об окружающем мире, многообразие которого и порождает её различные виды. Так, например, существует информация для узкого круга людей, специализирующихся в определенной научной области: химии, биологии, математике, физике, информатике, литературе. Такую информацию называют научной. В каждой научной области используется специализированный язык, для понимания которого требуются определённые знания и специальное обучение.
 
Для человека также важную роль играют средства массовой информации: радио, телевидение, газеты и журналы. Они распространяют общественно-политическую, научно-популярную, культурологическую информацию. С их помощью люди узнают о событиях в мире, науке и искусстве.
С понятием «информация» тесно связано понятие «данные».
Данные — это «сырьё» для получения информации.
Одни и те же данные могут нести разным людям разную информацию. Так, книга математического содержания может дать много полезной информации математику, а для специалиста в другой области знаний, например, для биолога или филолога, она окажется непонятной, и поэтому всё представленное в ней будет восприниматься только как совокупность данных (в виде теорем, формул, доказательств), которые никакой информации этим специалистам не несут.
 
Одна и та же телевизионная передача кому-то даст новую информацию к размышлению, потому что заинтересует его, а другой воспримет всё, что в ней рассказано, только как набор мало значащих для него сведений (данных).
 
Данные могут фиксироваться и храниться на каком-либо материальном носителе: бумаге, компакт-диске, магнитном диске.
Следовательно, данные могут обрабатываться с помощью различных технических устройств.
Они могут быть преобразованы в другую форму представления, сгруппированы, отсортированы и т.д.
Так, например, сведения об учениках школы могут храниться в компьютере на жёстком диске в виде базы данных.
Возможны любые варианты обработки этих данных, например, их можно сгруппировать по классам или отсортировать в алфавитном порядке.
Данные — это совокупность сведений, зафиксированных на определённом носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.
Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для записи и хранения на нём информации.
Данные превращаются в информацию только тогда, когда ими заинтересуется человек. Человек извлекает информацию из данных, оценивает, анализирует её и по результатам анализа принимает то или иное решение.
 
Если в базе данных, описанной выше, сделать любую операцию обработки по желанию человека, то результат обработки будет нести в себе определённую информацию.
Например, директор школы может получить информацию из такой базы данных о том, кто из учеников живет на улице Счастливой, сколько девочек по имени Надежда учится в школе или кто из учеников в течение четверти ни разу не получил ни одной тройки.
 
Таким образом, если существует возможность использовать данные для уменьшения неопределенности знаний о каком-либо предмете, то данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.
 
Информацию можно измерять. Мера измерения содержательности информации связана с изменением степени неосведомленности получателя и основана на методах теории информации, которые не изучаются в школе.
 
Более понятным и, следовательно, более распространённым методом является подход, связанный с измерением объема данных в сообщении. Это особенно важно при разработке технических систем.
Так, например, при проектировании и эксплуатации систем связи важно наличие устройств, передающих наибольший объём данных за наименьшее время. Как известно, в памяти компьютера информация представляется в форме данных. В этом случае объём информации измеряется количеством двоичных разрядов (битов), содержащихся в этом сообщении.
 
На протяжении тысячелетий своего существования человечество накопило огромные запасы информации, которые продолжают увеличиваться. В наши дни объём информации удваивается каждые два года. От умения человека правильно понимать и обрабатывать информацию во многом зависят его способности к познанию окружающего мира.