Теория:

Пользовательский интерфейс — это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
По мере развития и совершенствования компьютерной техники разрабатывались различные варианты пользовательских интерфейсов. На компьютерах, оперировавших только числами и символами, был реализован командный интерфейс:
  • команда подавалась с помощью последовательности символов (командной строки);
  • компьютер сопоставлял поступившую команду с имеющийся в его памяти набором команд;
  • выполнялось действие, соответствующее поступившей команде.
 
1.png

Таким образом, для взаимодействия с компьютером человек должен был хорошо знать множество команд для управления устройствами и оперирования данными.

Режим командной строки используется специалистами и в наши дни.
Во-первых, он обеспечивает минимальный расход памяти.
Во-вторых, в современном программном обеспечении имеется большое число команд, многие из которых используются крайне редко.
Набор такой команды в командной строке осуществляется гораздо быстрее, чем, например, навигацией по меню.
В-третьих, специалисты могут записать последовательность команд в отдельный исполняемый файл (командный файл), что повышает эффективность работы с программным обеспечением.
Необходимость запоминать многочисленные команды отпала с появлением графических интерфейсов. Первые графические интерфейсы обеспечивали возможность с помощью клавиш или манипулятора «мышь»:
  • подводить курсор к той или иной части экрана;
  • выделять на экране имя файла или команду другим цветом;
  • оперировать выделенными данными независимо от других.
 
В наши дни взаимодействие человека и компьютера строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:
  • все объекты представляются в виде значков (иконок, пиктограмм), выбор которых с помощью, например, мыши приводит к активизации соответствующих объектов;
  • оперирование объектами осуществляется в окнах — заранее заданных, очерченных рамками частях экрана;
  • основным элементом программного управления является меню — выводимый на экран список команд, которые можно задать компьютеру;
  • основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы (мышь, трекбол, сенсорная панель и т.д.).
 
Каждый компьютерный объект имеет своё имя и графическое обозначение. Например:
 
ОбъектИмя                    Графическое обозначение
ПринтерXerox Phaser 3130 11.jpg
Жёсткий диск         C: 1.png
Графический файлbird.gif 12.jpg

Объекты обладают определёнными свойствами. Например:
 
4.png
 
С объектами можно совершать разнообразные действия. Например,
 
5.png
 
Интуитивная понятность объектно-ориентированного графического интерфейса объясняется тем, что в нём реализованы аналогии с привычными человеку прямым манипулированием конкретными объектами и визуализацией результатов производимых действий.
 
Действительно, при выполнении какой-либо операции пользователь сначала выбирает объект, а затем — действие над этим объектом; мышь позволяет осуществлять прямое манипулирование выбранным объектом.
 
Так, для копирования файла с одного каталога в другой уже не нужно набирать в командной строке определённую последовательность символов. Достаточно выделить щелчком пиктограмму предназначенного для копирования файла в окне содержащего его каталога и перетащить её в окно или на пиктограмму другого каталога.
Результатом копирования файла будет его изображение в окне нового каталога.
В наши дни большое внимание уделяется разработке дружественных интерфейсов, предоставляющих пользователям наиболее удобные способы взаимодействия с программным обеспечением за счёт логичности и простоты в расположении элементов управления, используемой цветовой гаммы, формы объектов и т.д. При этом учитываются психологические особенности восприятия информации человеком.
оль