Теория:

Спам (от англ. spam) — это массовая автоматическая рассылка рекламных электронных сообщений, со скрытым или фальсифицированным обратным адресом.
Спам распространяется по компьютерным сетям с использованием электронной почты и систем интерактивного общения, а также по мобильным сетям с использованием службы SMS-сообщений.
 
Спам приходит потому, что электронный адрес получателя стал известен спамерам (рассыльщикам спама). Чаще всего владелец почтового ящика сам указывает электронный почтовый адрес при регистрации на каком-либо сайте и его обнаруживает специальный робот, «бродящий» по сайтам наподобие индексирующего робота поисковых систем.

Спамеры стремятся получить подтверждение, что почтовый адрес действительно используется (в этом случае поток спама может увеличиться многократно).
 
Чтобы убедиться, что спамовое сообщение получено и прочитано, спамеры применяют различные уловки:
 
  1. требуется подтверждение о получении сообщения;
  2. предлагается активизировать ссылку на Web-страницу, на которой предлагается получить дополнительную информацию;
  3. предлагается отменить подписку на эту рассылку, послав письмо по указанному адресу.
Рекламный спам
Некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Они могут осуществлять его рассылку самостоятельно, но чаще заказывают её тем компаниям (или лицам), которые на этом специализируются.
Привлекательность такой рекламы заключается в её сравнительно низкой стоимости и большом охвате потенциальных клиентов.
Обрати внимание!
С помощью спама часто рекламируют продукцию, о которой нельзя сообщить другими способами, например оружие, порнографию, лекарственные средства с ограничениями по обороту, ворованную информацию (базы данных), контрафактное программное обеспечение и т. п.
«Нигерийские письма»
Иногда спам используется для того, чтобы выманить деньги у получателя письма. Наиболее распространенный способ получил название «нигерийские письма», потому что большое количество таких писем приходило из Нигерии. Такое письмо содержит сообщение о том, что получатель письма может получить большую сумму денег, а отправитель может ему в этом помочь. Затем отправитель письма просит перевести ему немного денег под предлогом, например, оформления документов или открытия счета. Выманивание этой суммы и является целью мошенников.
Фишинг
Фишинг (от англ. fishing — рыбалка) — ещё один способ мошенничества путем обмана пользователей. Он представляет собой попытку выманить у получателя письма данные, которые можно использовать для получения выгоды: номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей. Такое письмо обычно маскируется под официальное сообщение от администрации банка. В нем говорится, что получатель должен подтвердить сведения о себе, иначе его счет будет заблокирован, и приводится адрес сайта (принадлежащего спамерам) с формой, которую надо заполнить.
Среди данных, которые требуется сообщить, присутствуют и те, которые нужны мошенникам. Для того чтобы жертва не догадалась об обмане, оформление этого сайта имитирует оформление официального сайта банка.
Защита от спама
В силу массового характера спамовые почтовые рассылки затрудняют работу информационных систем и ресурсов, создавая для них бесполезную нагрузку.
Пользователи сети вынуждены ежедневно тратить время на обработку бесполезных рекламных сообщений, а провайдерам спам приносит неудобства вследствие повышения нагрузки на почтовые серверы и каналы связи.
 
Для борьбы со спамом используются антиспамовые фильтры, которые могут быть установлены как на локальных компьютерах пользователей, так и на почтовых серверах провайдеров.
Антиспамовые фильтры анализируют содержание письма или пытаются опознать спамера по электронному адресу.
Если письмо классифицировано как спам, оно может быть помечено, перемещено в другую папку или даже удалено.

Для затруднения автоматической фильтрации спамовые сообщения часто искажаются, вместо букв используются похожие по начертанию цифры, русские буквы заменяются на латинские, а в случайных местах добавляются пробелы.