Теория:

Продолжаем раскрывать тайны гласных. Мягкие командиры
Сказочник продолжал повествование.
 
Фея Фонетика произнесла:
— Мой друг, но иногда бывает так, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук!
— Как же так? А Йотики... Понял! Именно тогда они и прячутся в кармашках, правда?

Графика уже выводила новые слова-подсказку: «мел», «лён», «люк», «мяч».
Когда я произнёс эти слова, увидел, что Йотики спрятались в кармашки, только их чубчики остались снаружи! Чубчики уж очень напоминали мягкую подушечку!

 подушка.png

Ту самую, на которой отдыхают... согласные звуки!!!
Всё правильно!!! Ведь в словах, написанных Графикой, Е стоит после М, Ё — после Л, Ю — после Л, Я — после М!

— Получается, что если Е, Ё, Ю, Я стоят после согласных, то они не только обозначают один звук, но и подкладывают под голову согласных свой чубчик-подушечку, делая согласный мягким. 
Феи довольно улыбались, а Графика уже вновь рисовала что-то в воздухе:

 раб мягк зел.png
 
— Вот почему на этаже написано «Мягкие командиры»! Буквята И, Я, Е, Ё, Ю стоят после согласного и командуют: «Звучи мягко!»
 
Фея Графика нарисовала домик такого согласного:
 
d2.png
 
— А после согласного остаётся звук... — продолжала фея Фонетика.
— Стойте, подождите! Я сам попробую догадаться!
 
Мне вспомнилась картинка:
 
еёюя.png
 
— Если Йотик занят и подкладывает мягкую подушечку согласному, значит... на месте буквы Е остаётся [э], Ё — [о], Ю — [у], Я — [а]! Правильно?!?
— Совершенно верно! — похвалила меня фея Фонетика, а Графика вывела в воздухе: [м'э]л, [л'о]н, [л'у]к, [м'а]ч.
— А как же буквёнок И смягчает согласный, у него же Йотика нет!
— А буквёнок И — самый важный из мягких командиров, так как он единственный, кто может быть и буквой, и звуком! У него особые права, поэтому, если И встаёт после согласного — тот тут же становится мягким, а подушечку сам себе подкладывает! Поэт А. Усачёв даже стихотворение сочинил по этому поводу:
 
Я, ребята, признаю —
Нет такого звука: Ю.
(Ю \(=\) Й \(+\) У)
И открытье не моё —
То, что нету звука: Ё.
(Ё \(=\) Й \(+\) О)
Заодно скажу, друзья —
Также нет и звука: Я.
(Я \(=\) Й \(+\) А)
И прошу поверить мне —
Нет на свете звука: Е.
(Е \(=\) Й \(+\) Э)
 
— Как же всё это запомнить?!? — спросил я.
Все жители этого этажа побежали на сцену, приглашая меня посмотреть спектакль о Белоснежке. Буквята пообещали, что фраза из этого спектакля поможет навсегда запомнить И, Я, Е, Ё, Ю! Я внимательно смотрел на сцену и не пропустил того момента, когда фея Графика вывела волшебную фразу, которую произнёс самый грустный гном:
 
мягкие командиры.png
 
— А вы её заметили, ребята? — спросил Сказочник. — Вот так я побывал на этажах гласных буквят. Раскрыл их тайны. Понял, почему же гласных букв \(10\), а звуков — всего лишь \(6\)! А на прощание все гласные решили со мной попрощаться и спели хором песню. Вот фото того выступления:
 
2 этажа.png
 
— А вы, ребята, поняли, почему хористы стоят именно так?.. Чтобы я не забывал твёрдых и мягких командиров, буквята подарили мне вот такое фото:
 
все гласные.png
 
А феи Фонетика и Графика преподнесли в подарок ещё одну картину. Давайте её рассмотрим!
 
картина общая гласные.png
 
Тут Сказочник принёс из своего домика картину.
— Почему в картине так много красного цвета?
— Почему феи расположились так далеко друг от друга?
— Почему слово «ЗВУКИ» написано прозрачным цветом, а «БУКВЫ» — чёрным?
— При чём тут градусник с обведённой красным кружком цифрой?
— Отчего в картине появились \(2\) ладошки?
— При чём здесь эмблема шоу «Голос»?
— Почему красный человечек смело проходит сквозь стену?
— Почему во фразе гнома подчёркнуты именно эти буквы? Что она помогает нам запомнить?
— Что означают синяя и зелёная стрелки?
— Какая фраза поможет вспомнить «твёрдых командиров»?
— При чём тут участница шоу «Уральские пельмени»?
— Какие гласные и когда могут обозначать \(2\) звука?
Когда ребята ответили на все вопросы Сказочника, они сами указали ему на непонятное слово:
— Возле гласных звуков написано: «Образуют слог»... А что такое слог?!?
Сказочник улыбнулся:
— А это совсем другая история. Если интересно — приходите завтра!
Источники:
По мотивам сказки Л. Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии»; конструкция-приём О. Л. Соболевой «При чём тут (здесь)...?», используемый для формирования навыка установления связей и одновременно речевого развития в учебниках и учебно-развивающих пособиях О. Л. Соболевой; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/02/11/prodolzhaem-raskryvat-tayny-glasnyh-myagkie-komandiry