Теория:

Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками.
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после нее, разрывать прямую речь.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью,то после них ставится двоеточие и открывающиеся кавычки. В зависимости от типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске в конце прямой речи ставятся точка (перед ней - закрывающиеся кавычки), вопросительный или восклицательный знак, при прерванности или недосказанности многоточие (после них - закрывающиеся кавычки).
Пример:
Услыхали, дятел долбит, и говорят: «Сколько дятел вреда приносит дереву!» А у нас тут был свои ученый человек, доктор, хороший человек, разыскал то дерево и спрашивает: «Отчего это дерево подсыхает ?» Они отвечают: «Червяк точит». (М. Пришвин)
Вопросительный, восклицательный знаки и многоточие ставятся перед кавычками, точка - после кавычек.
Схемы: А: «П!»     А: «П?»     А: «П...»     А: «П».

2. Если прямая  речь начинается с абзаца, то вместо кавычек ставится, как правило, тире.
Пример:
Я подошел к нему и сказал медленно и внятно:
- Мне очень жаль, что я взошел после того, как вы уже дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы (М. Лермонтов)
3. Если слова автора стоят после  прямой речи, заключенной в кавычки, то перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы. В конце прямой речи перед кавычками в зависимости от характера предложения ставятся вопросительный, восклицательный знаки или многоточие; если же предложение повествовательное невосклицательное, то после кавычек ставится запятая. 
Пример:
«Надо жить по закону природы и правды», - проговорила из-за двери г-жа Дергачева (Ф.Достоевский);
«Сколько вам может быть лет?» - спросил Балунский, глядя на реку. (А. Куприн)
Схемы: «П», - а.     «П?» - а.
 
4. Если слова автора разрывают прямую речь, то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора:

а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире, а вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы.
Пример:
«Однако, - говорю я, - крупных-то господ осталось три-четыре на уезд». (И. Бунин)
Схема: «П, - а, - п».
 
б) если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.
Пример:
«Надо же служить, - отвечал он с убеждением. - А двойное жалованье для нашего брата, бедного человека, много значит». (Л. Толстой)
Схема: «П, - а. - П».
 
в) если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие, то эти знаки сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. 
Пример:
«Как названивают! - сказал он, радуясь. - Послушай только, что делается! По всей Десне». (Е. Носов)
Схема: «П! - а. - П».
5. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания и при этом первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая - к другому, то после слов автора ставится двоеточие и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. 
Пример:
«Изумительно! - воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: - Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в Бога ?» (М. Булгаков)
Схема: «П! - а: - П?»
6. Если прямая речь находится внутри слов автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, после нее - запятая или тире. Как правило, тире ставится в том случае, если после прямой речи по условиям контекста должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие. Слова автора после разрыва пишутся со строчной буквы. 
Пример:
Я прижался к перилам и пропустил носилки, а Катя жалобно сказала: «Мамочка» - и пошла рядом с носилками. (В. Каверин)
Схемы: А: «П» - а.    А: «П», а.    А: «П!» - а.    А: «П?» - а. А: «П...» - а.
Источники:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. - М.: 2011. – с. 342-343