Теория:

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
 
К.Паустовский.
Любой язык состоит из множества слов. Изучать язык, не зная слов, нельзя.
Слово — это единица языка, которая называет понятия (душа), предметы (табурет), лица (девочка), действия (читать), состояния (скучно), признаки (светлый), оценки (хорошо).
Все слова русского языка образуют его словарный состав, или лексику.
Лексика — от греч. lexis «слово, выражение».
Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, называется лексикологией.
Слово — центральная значимая единица языка.
Внешняя оболочка слова — звуковая, а внутренняя оболочка — это смысл этого слова.
Из слов строятся словосочетания и предложения.
 
Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:
СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение
  
Слово
Лексическое значение
Грамматическое значение
 Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.Форма слова, которая определяется по его окончанию.
Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.Часть суши, окружённая со всех сторон водой.Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.
Река ЗАРОСЛА камышом.Покрыться какой-либо растительностью.Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе. 
 
Лескическое значение слова объясняется (толкуется) в толковых словарях русского языка.
Словарь В.И. Даля:
КОЗА — домашнее животное, из разряда жвачных, причисляемое к мелкому домашнему скоту.
 
С. И. Ожегов:
КОЗА — рогатое жвачное животное с длинной прямой шерстью.
Сегодня мы чаще обращаемся к «Словарю русского языка»  Сергея Ивановича Ожегова.
Способы толкования лексического значения слова
 Способ 1. Изображение предмета (рисунок, фотография...)
РАДУГА — загруженное.jpg
 
Способ 2. Перечисление признаков предмета (действия).
Пример:
РАДУГА, -и; ж.
Разноцветная дугообразная полоса на небесном своде.
Способ 3. Подбор синонимов.
Пример:
БОЛТЛИВЫЙ — говорливый, многоречивый, многоглаголивый, неугомонный, разговорчивый, словообильный...
Способ 4. Включение в толкование однокоренных слов.
Пример:
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ — выражающий вопрос.
Однозначные и многозначные слова
Слова, у которых имеется только одно лексическое значение, называются однозначными
Пример:
ТРОЛЛЕЙБУС, -а; м. Вид городского безрельсового транспорта, многоместная машина с электрической тягой.
Слова, имеющие несколько лексических значений, между которыми не потеряна смысловая связь, называются многозначными
Пример:
ЛАПА, -ы; ж. 1. Ступня или вся нога у животных и птиц. 2. Ветвь хвойного дерева.
В толковом словаре можно узнать, является слово однозначным или многозначным. Разные значения многозначного слова помещаются в одной и той же статье толкового словаря и нумеруются подряд.
Пример:
КОТЕЛОК, -лка; м. 1. Уменьш. небольшой котёл. 2. Твёрдая мужская шляпа с округлой тульей и небольшими полями.
Правильно понять лексическое значение многозначного слова можно в его сочетании с другими словами или в предложении.
Пример:
Слово УРОК — многозначное. Разные значения этого слова раскрываются в сочетаниях: УРОК русского языка; пора садиться за УРОКИ; это послужит тебе хорошим УРОКОМ.
Прямое и переносное значение слова
Прямое значение — это первоначальное, исходное значение слова.
Пример:
Слово ЗВЕЗДА в своём прямом, первичном значении обозначает небесное тело, которое ночью видимо как яркая, светящаяся точка: В небе сияли ЗВЁЗДЫ.
Переносное значение — вторичное значение, возникшее на основе прямого.
Наименование может быть перенесено по сходству (метафора) или по смежности (метонимия).
Пример:
Слово ЗВЕЗДА имеет переносное значение: яркий, выдающийся, известный человек — ЗВЕЗДА экрана.
В словарях переносное значение слово идёт с пометкой перен.
Прямое значение слова часто можно определить без сочетания с другими словами, переносное значение раскрывается только в словосочетании и предложении:
Пример:
чистый воздух, чистая рубашка, чистый взгляд.
Слова — средства художественной выразительности
Эпитет — это образное использование прилагательного или наречия.
Пример:
Мёртвый стелется кустарник,
Травы тлятся, не горят,
И сквозит на крае неба
Обожжённых елей ряд.
Ф. Тютчев
 
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Ф. Тютчев
Удачный эпитет усиливает выразительность речи, делает высказывание более точным, ярким, подчёркивает индивидуальный признак предмета, явления, действия.
 
Эпитеты, встречающиеся в произведениях устного народного творчества, называются постоянными:
Пример:
Из того ли-то из города из Муромля,
Из того села да с Карачирова,
Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,
Он стоял заутрену во Муромли...
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона...
Метафора — это перенос значения слова с одного предмета (признака, действия) на другой на основе их сходства. Метафору также называют скрытым сравнением.
Пример:
Так, детство можно назвать утром или весной жизни, так как все эти три понятия ассоциируются по общему их признаку начало: жизни, суток, года.
Метафора украшает речь, делает её более красочной и яркой. 
Олицетворение — это изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Пример:
О чем ты воешь, ветер ночной,
О чем так сетуешь безумно?
 
Ф. Тютчев
Обрати внимание!
Каждое из этих художественных средств выразительности основано на переносном значении слова!
Пример:
Очень часто в одном слове соединяются несколько художественных средств выразительности:
Лиловый букет удивлённых фиалок
Похож на лиловый закат...
Удивлённые (фиалки) — олицетворение + эпитет.
Источники:
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.
Гаврилина М., Пиель Е. «Русский язык. Теория». Экспериментальный учебник для 5-9 классов. 1997. – 393 с.