Теория:

Трудности в правописании гласных встречаются тогда, когда звук находится в безударном положении, и поэтому слышится неясно. В этом месте может возникнуть ошибка.
Пример:
землЯ, хорошО, светлО
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением (в сильной позиции).
Пример:
землЯ — зЕмли, светлО — свЕт.
В некоторых словах безударный гласный корня нельзя проверить ударением, так как во всех однокоренных словах этот гласный безударный.
Пример:
хорошО, хорОшенький, хорошИст, прихорАшиваться...
Такие слова называются словами с непроверяемыми гласными. Правописание этих слов нужно проверять по словарю и запоминать:
Пример:
портфель, собака, вестибюль, вокзал, пальто...
Гласные О-Ё после шипящих в корне слова. И- Ы после Ц
В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором пишется е:
Пример:
шЕпот — шЕпчет, жЁлтый — жЕлтеть
Если подобрать проверочное слово нельзя, пишется о:
Пример:
жОкей, шОмпол, шОрох
В корне слова после ц и в существительных, оканчивающихся на -ция пишется и:
Пример:
циферблат, цирк, акация, акция.
Исключения: цыган, цыпочки, цыплёнок, цыкнуть.
Чередование гласных в корне слова
Чередование е-и
 
В корнях с чередующимися гласными е-и (пер - пир-, мер - мир-, стел - стил, бер - бир-, дер - дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-:
Пример:
выбирать — выберут,  умирать — умереть, расстилать — расстелить, раздирать — раздерут, запирать — запереть, блистать — блестеть.
Чередование а-о
 
1. В корнях лаг- лож- и кас- -кос- буква а пишется, если за корнем идёт суффикс -а-:
Пример:
полагать — положить, касаться — коснуться.
2. В корне гар- гор- в безударном положении пишется о (под ударением -а):
Пример:
загорЕть — загорАть, загорЕлый, но загАр.
Исключение: вЫгарки.

3. В корне зар- зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о):
Пример:
зарЯ, зарнИца, озарЁнный, но зОри, зАрево.
4. В корне раст- рост- гласный а без ударения пишется перед ст и щ; перед с, без т пишется о:
Пример:
возраст, наращение, но росла.
Исключение: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.
Корни с полногласием и неполногласием
Корни с неполногласием
(из старославянского языка)
Корни с полногласием
(исконно русские)
-ра-, -ла-, -ре-, -ле-
 
Бразды, охлаждение, возглас, оглавление, ограда
-оро-, -оло-, -ере-, -ело-/-оло-
 
борозда, холод, голос, голова,  огородить
Правописание согласных в корне слова
Проверяемые и непроизносимые согласные
  
Чтобы правильно написать согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоял бы гласный или согласные л, м, н, р:
Пример:
дуб — дубок, наряд — нарядный, тростник — тростинка, солнце — солнышко.
Написание некоторых слов с непроизносимым согласным нельзя проверить подбором родственного слова. Такие слова надо запомнить или проверять по словарю:
Пример:
праздник, чувство, лестница.
Правописание удвоенных согласных
  
Обрати внимание!
Написание слов с удвоенными согласными нужно запоминать или проверять по словарю: телеграмма, грамматика, стеллаж, искусство.
Чередование согласных в корне слова
Корень в родственных словах, как правило,  всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:
Пример:
г//ж//з — друг- дружить- друзья;
т//ч//щ — свет- свеча- освещение;
д//ж//жд — труд- тружусь- утруждать;
б//бл — любовь- люблю;
 в//вл — ловить- ловля;
м//мл — ломить- преломление;
п//пл — лупить- луплю...
Источники:
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.
Русский язык. 5 класс.   Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.  М.: 2007 - 303с.