Теория:

Синтаксис — от греч. syntaxis — составление — раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
Слово — основная единица языка, служащая для наименования предметов и их признаков, явлений и их отношений.
В речи слова соединяются в словосочетания и предложения. В синтаксисе изучаются и слова, но не как лексические единицы или части речи, а как члены предложения.
В синтаксисе изучаются словосочетания и различные формы связи слов друг с другом.
Текст и предложение — коммуникативные единицы, то есть служат для общения, обмена мыслями и чувствами.
Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.
Текст как единица синтаксиса
Текст — (от лат. textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») — это высказывание, состоящее из ряда предложений, связанных по смыслу, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы и основной мысли.
Текст отражает конкретный фрагмент окружающей действительности.
 
Тема — это обозначение предмета речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны автором и изображены в его тексте (часто тема отражается в заглавии).
 
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
 
Основные признаки текста — смысловая целостность и связность.
Пример:
Уважаемые горожане!
Спортивный клуб «Геркулес» открывает новый тренажёрный зал! Вы никогда не занимались спортом? У вас нет возможности ежедневно тратить время на упорные тренировки? Мы предлагаем вам обрести спортивную фигуру, хорошее настроение и уверенность в себе всего за несколько занятий под руководством опытного специалиста. Вы сомневаетесь? Вас долго убеждали в том, что это невозможно? Наш клуб использует принципы подготовки и тренажёры, разработанные в «Центре космических исследований». Вы ещё сомневаетесь? Вы считаете, что это доступно только избранным? Приходите! И вы убедитесь, что есть достойная замена ежедневным напряжённым тренировкам, доступная каждому, кто хочет изменить свою жизнь. 
 
Основная мысль текста: посещение тренажёрного зала — путь к новой жизни. 
Текст может состоять из одного предложения (это микротексты, например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление, словарная статья).
Пример:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
 
Ф. И. Тютчев
Типы речи
По размеру, тематике и строению тексты бывают разными.
 
Одни тексты содержат описание, другие — повествование, третьи — рассуждение. Описание, повествование и рассуждение могут объединяться и в одном тексте.
 
Цель текста-описания — указать признаки изображаемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? и т. д.
Пример:
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
 
«Кладовая солнца» М.М. Пришвин
Цель текста-повествования — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?
Пример:
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
Цель текста-рассуждения — обосновать тезис (выдвигаемое положение), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы последствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух основных частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать. В другой части приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
Пример:
Большинство ученых, исследуя действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение — опасный враг для здоровья и жизни человека.
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержится синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, легких, сосудов. У курящих детей начинают портиться зубы, ухудшается зрение, появляется утомляемость.
Поэтому, если ты не хочешь быть больным, то не кури. Ведь курить — здоровью вредить.
Стили речи
Стиль — это система языковых средств, а также разновидность литературного языка, которая используется в определённой сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
  • сферой применения;
  • основными функциями;
  • ведущими стилевыми чертами;
  • языковыми особенностями;
  • жанрами.
Книжные стили
Научный стиль
  
Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Для научной речи характерно употребление специальных терминов, нейтральная лексика, прямой порядок слов. Редко используются эмоциональные предложения. 
Жанры: доклад, лекция, научная статья, рецензия и др.
 
Официально-деловой стиль
  
Деловой стиль используется для точной передачи деловой информации. Для делового стиля характерны сжатость изложения, точность, использование специальной терминологии, аббревиатур. В деловой речи отсутствует эмоциональная лексика. 
Жанры: докладная записка, заявление, протокол, анкета и т.д. 
 
Публицистический стиль
  
Основная задача текстов публицистического стиля — сообщать новости, рассказывать об интересных людях и событиях, воздействовать на читателя (слушателя). Для данного стиля характерно не только сообщение информации, но и отношение автора к описываемому. В публицистическом стиле, как и в научном, важно соблюдать логичность изложения и оперирование точными фактами. Может использоваться и эмоционально окрашенная лексика, риторические вопросы и восклицания. 
Жанры: заметка в газету, интервью, репортаж и др.
 
Художественный стиль
  
 Цель текстов художественного стиля — возбудить у читателя воображение, чувства с помощью словесных образов. Широко используются художественные языковые средства: метафоры, сравнения, эпитеты и др.
Жанры: рассказ, повесть, сказка, стихотворение.
  
Разговорный стиль
  
Основная функция разговорного стиля — общаться в непринуждённой обстановке. Для этого стиля характерна разговорная и эмоционально окрашенная лексика, неполные предложения, фразеологизмы. Жанры: личное письмо, беседа, открытка, спор и др.
Источники:
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 237 с.
Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко, Л. А. Русский язык. 8 класс. — 34-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 240 с.
Гаврилина М. Русский язык: 8 класс. Практика. 2005. – 342 с.