Теория:

Словосочетание — это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Словосочетание называет предметы, действия, признаки в их отношениях.
Зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного.
Пример:
Заря (явление) — утренняя заря (явление и его признак) — любоваться зарёй (действие и явление, на которое оно направлено).
В словосочетании может быть выражено не одно, а два значения и можно задать два вопроса.
Пример:
лететь (где?) над морем и лететь (над чем?) над морем.
В языке существуют строгие правила сочетаемости слов различных частей речи. Глагол может распространяться именем существительным, количественным числительным, местоимением, наречием, но не может присоединить к себе в качестве зависимого слова имя прилагательное.
Пример:
думать о сыне, узнать о нём, равнодушно встретить.
Имя существительное свободно сочетается с другим существительным, прилагательным, причастием, глаголом в неопределённой форме, но не может распространяться глаголом в спрягаемой форме.
Пример:
летний зной, разбушевавшийся ветер, первый класс, желание петь.
В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяются глагольные, именные и наречные словосочетания:
Пример:
поздно проснулся, говорил улыбаясь — глагольные словосочетания;
седьмое ноября, усталая мать — именные;
очень близко, весьма удивительно — наречные.
Синтаксические связи слов в словосочетаниях
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Связь, при которой одно слово зависит от другого, называется подчинительной.
Обрати внимание!
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.
Согласование — это вид связи, при которой зависимое слово согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого.
Пример:
весёлый ребёнок — весёлого ребёнка — весёлым ребёнком.
При согласовании главное слово чаще всего выражено именем существительным или словом, замещающим его, а зависимое слово — именем прилагательным, порядковым числительным, причастие.
Пример:
плавающий (прич.) лебедь (сущ.); опытный (прил.) врач (сущ.); на седьмой (числ.) день (сущ.).
Управление — это вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного.
Пример:
люблю землянику — любить землянику — любил землянику.
В словосочетаниях с управлением главное слово может быть выражено любой самостоятельной частью речи, зависимое — существительным, местоимением в косвенном падеже.
Пример:
развивать (гл.) способности, развивающий (прич.) способности, развитие (сущ.) способностей, развивая (дееприч.) способности.
Если слова в словосочетаниях с управлением связываются посредством окончания, то это беспредложное управление, если при помощи окончаний и предлогов — предложное управление.
Пример:
каникулы в деревне, смотреть за квартиройпредложное;
читать письмо, спросить подругубеспредложное.
Примыкание — вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному только по смыслу.
Пример:
хорошо учиться, вовремя проснуться, весьма посредственно.
Главное слово может быть выражено практически любой самостоятельной частью речи, зависимое — деепричастием, наречием, инфинитивом.
Пример:
зашёл (гл.) спросить (инф.); яйцо (сущ.) всмятку (нареч.); желающие (прич.) учиться (инф.).
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора
  1. Вычленить словосочетание из предложения.
  2. Указать главное и зависимое слово.
  3. Задать вопрос от главного слова к зависимому.
  4. Определить, какими частями речи они выражены и какими средствами связи соединены (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное или нареч­ное).
  6. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
Пример:
Образец устного разбора
Алая роза лежала на столе.
 
1. Алая роза — словосочетание.
Главное слово — роза. Роза (какая?) алая. Это зависимое слово.
Главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным.
Связь между словами выражена с помощью окончания зависимого слова [-ая].
Словосочетание именное.
Вид подчинительной связи — согласование.
Источники:
Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. .А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский язык. 8 класс. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 237 с.
Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко, Л. А. Русский язык. 8 класс. — 34-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 240 с.