МАОУ КУГ № 1 «Универс»

Выделяя основную идею - построение школы возраста, коллектив гимназии уже в 1988 году начал реализовывать программу развивающего обучения, направленную на выращивание ответственного и самостоятельного учащегося.

Преобразование школы № 106 в 1991 году в школу-комплекс при Красноярском государственном университете, имеющую в своем составе отдельные здания для детского сада и начальной школы, способствовало дальнейшему развитию идеи возрастной школы.

В 1992–97 гг. совместно с сотрудниками психологического института РАО в школе оформлена идея образовательного пространства как пространства развития.

В последующие годы оформлялась тема образовательной динамики учебного предмета в контексте развития и возраста; уточнялась и определялась специфика содержания образования, учебных форм, структуры образовательного пространства в начальной, основной и старшей школе.

В гимназии были оформлены технологические разработки, соответствующие идеям школы взросления.

Для детского сада - модель становления инициативности в разновозрастной группе детского сада.

В начальной школе: формирование учебной самостоятельности младших школьников, включающее формирование самооценки, внедрение новой формы обучения – «занятия», выстроенного в идеологии развивающего обучения Эльконина-Давыдова для становления умения управлять учебной деятельностью (становление умения учиться); постепенное введение форм и предметов обучения в учебном плане; социализация младшегошкольника через постепенное освоение норм организации социальной жизни в классе, между классами и внутри начальной школы.

В основной школе оформлены курсы по выбору как форма освоения проектирования и выбора профиля (оформление интереса школьником); соуправление для подростков; творческая работа подростка как форма становления проектной самостоятельности; подготовка к переходу в старшую школу (профильное обучение).

В старшей школе: организация обучения на основе индивидуальных образовательных программ учеников; социальная практика в форме «проектов переживания»; дипломные работы старшеклассников как обязательная часть общего образования; новые институциональные единицы профильного обучения — профильные лаборатории; договор об образовании со старшеклассником и др.

В 2000 году коллектив гимназии сформулировал Миссию гимназии, в которой выделены возрастные и компетентностные результаты обучения: способность к исследованию, способность к эффективной коммуникации и организации взаимодействия, способность и умение принять решение, способность осуществлять принятое решение, способность постоянно осваивать новые типы деятельности.

Представляя идею гимназии как школы взросления на конкурсе «Лучшие школы России — 2004», гимназия «Универс» вошла в состав десяти лучших школ России по гранд-номинации «Школа школ»; в 2008 году гимназия признана победителем конкурса «Лучшие школы России».

Для реализации образовательных идей гимназия неоднократно получала премии и гранты международных, российских и краевых фондов на проведение собственных исследований и разработок.

В том числе гимназия четыре раза была победителем конкурса лучших образовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Научно-методический потенциал сотрудников гимназии усилен тем, что ежегодно, с 1993 года, гимназия совместно с Институтом психологии и практик развития, Сибирским федеральным университетом, Краевым институтом повышения квалификации работников образования, Министерством образования Красноярского края проводит Всероссийскую конференцию «Педагогика развития», куда приезжают представители инновационного сектора дошкольного, среднего, средне-специального, высшего и послевузовского образования со всей России и из-за рубежа.

В первую очередь, в рамках сотрудничества с СФУ и КГПУ, для учеников гимназии открываются лаборатории ВУЗов, где можно реализовывать проекты в различных предметных областях.

Кроме того, развивая направление социального проектирования и профессионального самоопределения, выстраиваются взаимоотношения с предприятиями, организациями и профессиональными объединениями города.

Благодаря такому сотрудничеству, учащиеся гимназии могут реализовывать социальные проекты совместно с детьми из других школ, а старшеклассники и ученики 8-х, 9-х классов получают возможность первых профессиональных проб.

В целом, построение практики школы взросления – это процесс, связанный с постоянными изменениями.

Школа взросления позволит учащимся:

  • иметь представление об уровнях учебных достижений, отражающих уровни самостоятельности и универсальных способностей;
  • принимать решение о прохождении учебных испытаний, означающих достижение или недостижение определенного уровня; 
  • переходить на новый уровень обучения, на котором предлагается новое содержание деятельности и новые формы сотрудничества

Данная программа развития направлена на решение обозначенных проблем и предназначена стать механизмом внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. 

                                                                                     

Данные обновлены: