Готовимся к итоговому собеседованию

В феврале девятиклассников ждёт первое серьёзное экзаменационное испытание — итоговое собеседование по русскому языку. Пусть оно проходит в школе и оценивают его знакомые учителя, но подготовка всё равно необходима. В нашей статье — советы родителям, как помочь ребёнку.

Что такое итоговое собеседование: из чего состоит, как оценивается

Итоговое собеседование — это устный экзамен, который даёт допуск к основной итоговой аттестации (ОГЭ). 
Собеседование состоит из 4 заданий, за которые можно получить максимум 20 баллов:  

  1. чтение текста — 2 балла;
  2. пересказ текста — 5 баллов;
  3. монологическое высказывание — 3 балла;
  4. диалог с экзаменатором — 2 балла.

Остальные 8 баллов начисляют за отсутствие ошибок (стилистических, фактических и других). 
Оценка за испытание не ставится, итогом экзамена станет «зачёт» (10–20 баллов) или «незачёт» (0–9 баллов). Так что всё, что требуется сделать девятикласснику, — спокойно и уверенно пройти рубеж в 10 баллов и (по возможности) набрать больше.

Готовиться к устному собеседованию теперь можно и с «ЯКласс»: к началу второго полугодия редакция разработала онлайн-тренажёр по новым стандартам ОГЭ (входит в функционал Я+).   

Первое задание: чтение вслух

Казалось бы, нет ничего проще, чем прочитать текст без ошибок. Однако и здесь есть подводные камни: темп, интонация, правильное произношение слов.
Темп не должен быть слишком медленным или чересчур быстрым. Читать нужно спокойно, уверенно, естественно. 
Интонация должна соответствовать смыслу и пунктуационному оформлению предложений.

  • В предложениях с вопросительным знаком логическое ударение нужно ставить на то слово, которое формирует вопрос: «Какие произведения Гоголя о России мы знаем?»
  • В восклицательных предложениях необходимо выделять голосом слова, отражающие основной смысл высказывания: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» 

В разделе «ОГЭ по русскому языку» также есть теоретический материал — советы по подготовке. 

Основное внимание следует уделить правильному произношению слов. Вот самые «ошибкоопасные» места.

  1. Числительные. Перед экзаменом нужно повторить закономерности их склонения. Посмотреть примеры словосочетаний с числительными можно в разделе «Склонение имён числительных»
  2. Имена собственные. Если встретились незнакомое имя или необычная фамилия, на них стоит обратить особое внимание. Обычно в начале текста, когда имя героя упоминается в первый раз, в нём будут проставлены ударения (например: «Никола́й Никола́евич Асе́ев»). Есть несколько подсказок, которые помогут поставить ударение правильно: во французском языке абсолютное большинство ударений падает на последний слог (Стендаль, Гюго), в английском — чаще на первый (Диккенс).
  3. Сложные слова. Существительные и прилагательные, образованные сложением основ, заслуживают особого внимания. Например, существительные «газопровод», «нефтепровод», «мусоропровод» не имеют ничего общего со словом «прОвод», зато связаны с глаголом «проводить», поэтому ударение в каждом из них падает на последний слог.

Второе задание: пересказ

Для большинства школьников это задание оказывается самым сложным. Многие пытаются запомнить текст слово в слово (а сделать это за 2 минуты невозможно) и в итоге сбиваются уже на первом абзаце. Вот советы, которые научат ребёнка пересказывать.

  1. Разбейте текст на микротемы, как во время написания изложения. Если дословное содержание ускользнёт из памяти, вы всё равно не уйдёте от основной структуры и перескажете общий смысл микротемы своими словами. Условно говоря, постарайтесь определить, «про что» каждый абзац.
  2. Обращайте внимание на точные факты. Когда и с какого космодрома стартовал корабль «Восток»? Как назывался первый сборник стихотворений Е. Евтушенко? На каком острове Тихого океана занимался исследованиями Миклухо-Маклай? Ошибок в датах, географических обозначениях и названиях быть не должно. Если всё-таки что-то забыли, уйдите от неловкого момента: «Изучая жизнь папуасов Австралии и Океании, путешественник пришёл к выводу о том, что все человеческие расы равны…»
  3. Не увлекайтесь частностями. Выбирайте суть, опирайтесь на глаголы. Тексты для пересказа в основном представляют собой биографии, поэтому структура везде одинакова: общие сведения о человеке — одно конкретное достижение (подвиг, книга, путешествие, спортивный рекорд) — остальные заслуги перед человечеством — след в истории (или роль в настоящем). Можно использовать глаголы и словосочетания «родился», «начал интересоваться», «изучал», «предпринял экспедицию», «занимался», «стал знаменит», «открыл», «достиг» и другие.

В пересказ необходимо органично встроить цитату. Заучивать её наизусть не нужно: она будет перед глазами. 

Чаще всего школьники ставят цитату в конец пересказа, но можно и начать с неё, соединив цитирование с основными биографическими сведениями.

Для вставки цитаты можно использовать следующие клише.

  • Недаром академик такой-то говорил о нашем герое: «…!»
  • Заслуги такого-то и его роль в истории подтверждает высказывание такого-то: «...».
  • Завершая рассказ (разговор) о таком-то, нельзя не вспомнить слова такого-то: «...».    

Третье задание: монологическое высказывание

Чтобы проверить, умеет ли ученик строить высказывания разных типов речи, экзаменатор предложит выбрать для составления монолога одно из заданий:

  1. описать фотографию (описание);
  2. рассказать случай из жизни (повествование);
  3. поразмышлять на абстрактную тему (рассуждение).

Нужно продумать высказывание так, чтобы в нём было не менее 10 фраз (не предложений, а именно фраз). На всё выделяется 1 минута.
Многие школьники уверены, что описание картинки — самый простой вариант, но это не всегда так. Фотография может быть чёрно-белой (если учитель распечатает её в таком виде), изображённого на ней может не хватить для полноценного монологического высказывания. Поэтому, выбирая тему, нужно сразу оценить, хватит ли слов, чтобы её раскрыть. 

Разберём каждый тип монолога. 

Описание строится на перечислении предметов и их особенностей, передаче впечатления от увиденного. Например, описание семьи, катающейся на санях, может выглядеть так:
На фотографии изображена счастливая семья на зимнем отдыхе. 
Мать, отец, дочка и сын мчатся с горы на санках. У них весёлые, довольные лица. Все улыбаются. Светит яркое солнце, на снегу лежат тени от ёлок. Снег глубокий, синий. И люди, и природа полны гармонии. 
Этот снимок вызывает ощущение уюта, радости, удовольствия. Хорошо побыть вместе на природе! 

Повествование включает в себя несколько этапов истории, складывается в сюжет. Здесь важно упомянуть, с чего всё началось, что произошло потом, каким был следующий шаг, к чему это привело. Слова-помощники: «однажды», «затем», «вдруг», «потом», «после этого», «с тех пор». Например, вот так можно составить рассказ о походе на природу:
Однажды мы всем классом отправились в поход. Это было в конце мая после шестого класса. 
Мы приехали на место и начали ставить палатки. Кто-то справился быстро, а кто-то возился целый час. Чтобы быстрее разжечь костёр и начать готовить обед, мы стали помогать друг другу. 
Мне понравилось готовить на костре гречневую кашу с тушёнкой. На воздухе даже простая еда очень вкусная! Когда мы всё приготовили, поели и помыли тарелки, началось самое интересное — посиделки у костра. Мы разговаривали, пели песни, а потом разошлись по палаткам. 
Поход всем запомнился. Если бы не комары, это было бы лучшим приключением в моей жизни.

Рассуждение напоминает по структуре итоговое сочинение. Сначала нужно дать определение понятия, затем прокомментировать его, привести несколько примеров из жизни или литературы, сделать вывод. Примером может стать размышление о том, что такое совесть:
Совесть — это внутренние представления человека о добре и зле. Совестливый человек знает, как поступать можно, а как нельзя. Делая неверный шаг, такой человек страдает, его терзают муки совести.
В жизни часто бывает, что приходится идти на сделки с совестью. Например, одноклассники хотят убежать с урока, и ты бежишь вместе с ними, чтобы не выглядеть предателем. Всё начинается с малого, но ни к чему хорошему это не ведёт. Из бессовестных людей вырастают предатели, воры, убийцы. Много таких примеров в книгах Владислава Крапивина. Его мальчишки — настоящие герои, которые между предательством и гибелью выбирают второе. 
Совесть необходима человеку, чтобы оставаться человеком. 

На «ЯКласс» ребёнок может найти подробные рекомендации по подготовке к монологу.  

Четвёртое задание: диалог с экзаменатором

На итоговом собеседовании нужно ответить на три вопроса по теме монолога. 
Как строить высказывания?

  1. Отвечать полно и развёрнуто. На вопрос «Согласны ли вы с тем, что совесть — это голос Бога внутри человека?» не стоит отвечать одним словом, нужно пояснить ответ. Вместо «Да» или «Нет» — «Да, я думаю, что совесть связывает нас со всем лучшим, что есть на свете» или «Такое мировоззрение мне не близко, потому что я считаю, что человек сам решает, что ему делать».
  2. Говорить правду. Если вопрос касается личного жизненного опыта, но вам нечем блеснуть, не стоит сочинять небылиц — ложь откроется при первом же уточняющем вопросе. Если спросят, бывали ли вы в опере, без вздохов и стыда можно ответить: «Нет, не приходилось, но было бы интересно попробовать». 
  3. Избегать эмоционального дискомфорта. Бывают вопросы, которые задевают болезненные моменты. Если спрашивают об отношениях в семье или о чувстве влюблённости, не надо насиловать себя исповедью. Лучше сказать, что по личным причинам на этот вопрос отвечать не совсем удобно. Баллы за такой ответ не снимут. Главная задача экзаменатора — услышать, как ребёнок умеет строить высказывание в диалоге. И ничего личного!

Порепетируйте в спокойной домашней обстановке и убедитесь: сдать собеседование совсем не сложно.
 

Помочь ребёнку подготовиться

 

опубликовано: