Как ребёнку увеличить словарный запас

В современном мире важно не только владеть конкретными навыками своей специальности, но и уметь красиво и чисто говорить. Рассказываем, как помочь ребёнку расширить словарный запас в весёлой игровой форме.

Словарный запас увеличивается с одинаковой скоростью почти до 20 лет, а во время обучения в школе он становится больше в 2,5 раза. Существуют определённые требования к словарному запасу разных возрастных групп.
Начальная школа. Ребёнок должен знать основные слова, чтобы рассказать о повседневных вещах, новых впечатлениях и потихоньку начинать осваивать школьную терминологию, а также понимать, как выражать свои мысли на письме.
10–15 лет. В этот период ребёнок должен владеть базовой научной терминологией и осваивать навык рассуждения об отвлечённых вещах. 
16–18 лет. В этом возрасте старшие школьники должны уметь рассуждать на вполне научные темы. Также очень важно умение оперировать абстрактными категориями, например, хорошо понимать, что такое нравственность, обсуждая русскую классическую литературу.

Какие проблемы могут быть и как их решать

«У меня просто слов нет!» Бедность словарного запаса сейчас является, пожалуй, самой распространённой проблемой. И это особенно расстраивает родителей, ведь, кроме «нормально», они почти ничего не слышат от своих детей, когда просят рассказать, как прошёл их день.

Для решения этой проблемы есть несколько приёмов.

  • Перескажи своими словами. Пересказ — это тренировка для мозгов, а также быстрый способ улучшить языковые способности. Посмотрели с ребёнком фильм, прочитали новую книгу или сходили на смешную комедию? Попросите его пересказать вам содержание увиденного или услышанного и помогайте подбирать слова в процессе.
  • Что значит это слово? Некоторые дети очень стеснительны и никогда не спросят, что значит слово, которое они не понимают. Если вы в разговоре используете потенциально непонятное слово (случайно или намеренно), то сами поинтересуйтесь у ребёнка, понимает ли он его значение, и попросите его объяснить вам, что именно оно значит.
  • Как называется эта вещь? Идя по улице или сидя дома, иногда спрашивайте, как называется та или иная вещь, например балюстрада или витраж.

Важно! Используя такие приёмы, делайте это в игровой форме, притворяйтесь забывчивым и растерянным — пусть ваш школьник почувствует себя настоящим экспертом. А если у него не получается ответить на вопрос, то не упрекайте и не ругайте его, а подбадривайте, хвалите и подсказывайте. Позитивная мотивация укрепит его интерес как к общению с вами, так и к новым словам.

Слова-паразиты. Всякие «ну», «как бы», «типа», «в принципе» и «короче» могут засорять до неприличия даже богатую речь, делая её неприятной для слушателя.

Чтобы избавиться от них, можно попробовать следующие приёмы.

  • «Долой паразитов!» Играйте всей семьёй в игру, рассказывая, например, о предстоящем отпуске или о том, как прошёл день каждого из вас. Цель игры — избегать слов-паразитов. Выигрывает тот, кто за 5 минут меньше всех использовал речевые «сорняки». 
  • Штрафная банка. Более радикальный и суровый вариант этой тактики — штрафы. Каждое «ну» или ругательство стоит 5 рублей, которые нужно положить в специальную баночку или копилку. Но применять её можно только в том случае, если штрафовать и вас — родителей, иначе ребёнок будет воспринимать это как наказание.

Сленг замещает «нормальные» слова. Многие взрослые обеспокоены из-за того, какое непропорционально важное место занимает в речи ребёнка сленг. Что такое «круто» и «классно», ещё понятно. А вот что значит «кек чебурек» или «хайп», уже не каждый в силах осознать… Идея борьбы с этой проблемой примерно такая же, как со словами-паразитами.

А ещё отлично помогает игра в синонимы/антонимы, в которую тоже можно играть всей семьёй. Пусть каждый участник назовёт как можно больше синонимов или антонимов к сленговому слову. 

Упражнения и игры для развития речи

Слово дня. Не заставляйте ребёнка заучивать весь словарь от корки до корки. Вместо этого можете обозначить более обозримую цель — учить по слову в день. Вроде звучит не очень внушительно, но отлично помогает. Вы можете сами выбирать слова (желательно такие, которые будут действительно полезны). А ещё для этой цели есть специальные приложения. 
Лайфхак: увеличить словарный запас помогает изучение не только родного, но и иностранного языка, особенно это заметно на примере детей. Изучая сложные иностранные слова, можно пополнять и лексический арсенал родного языка.

Метод карточек. Для запоминания особо сложных слов, например терминов, можно использовать стикеры: на одной стороне нужно писать слово, а на обратной — значение. Бумажки лучше клеить на видное место: холодильник, окно или место у письменного стола. 
Специальные рассказы. Есть несколько отличных методов написания текстов, которые более чем эффективно помогают увеличить словарный запас. Это рассказы на одну букву (все слова, кроме служебных, начинаются, например, на «Л») или следующую букву алфавита (первое слово — на «А», второе — на «Б» и т. д.), а также состоящие из одной части речи (что-то вроде «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»).

Ассоциации. Многие любят игры в ассоциации, но о них редко задумываются как о способе улучшить языковые знания. Пусть каждый игрок называет максимум ассоциаций, например на слово «колокольчик». Иногда приходят совсем неожиданные, метафорические ассоциации, и это здорово. Так формируется устойчивая связь, и в следующий раз это словосочетание может легко всплыть в уме в совершенно другом случае. 

«Эрудит». Игры на составление слов из букв типа «Эрудита» или «Скрэббла» тоже как нельзя лучше стимулируют словотворчество и активные поиски подходящего слова. Так можно достать с запылившегося чердака своей памяти нечто давно забытое, и потом это слово останется со всеми играющими, встроившись в их повседневную жизнь. Если вы используете в игре слова, которые ребёнок не понимает, обязательно поясняйте ему их значение.

«Ерундопель». Весьма удачными являются и игры типа «Ерундопеля», которые лучше всего подходят для подростков: на карточках пишется слово и три варианта его значения, из которых нужно выбрать правильный. Чаще всего эти необычные и странные слова не знает никто, даже взрослые, не говоря уже о детях. Такие игры хороши именно этим: не имея понятия, что же значит эта лексема, человек вынужден смотреть на ассоциации и происхождение слова, искать родственные ему слова. Количество карточек в таких играх ограничено, и много раз в них не сыграешь. Так что советуем делать что-то типа «Ерундопеля» самостоятельно — самим составлять карточки, к этому можно привлечь и ребёнка.

«ЯКласс» для развития словарного запаса 

На «ЯКласс» есть целый ряд заданий, которые помогут увеличить словарный запас быстро, просто и эффективно:  

  • «Узнай слово по его значению» 
    Это задание похоже на игру, где нужно описать слово, не называя его.
  • Исконное или заимствованное слово? 
    Это задание помогает научиться различать исконные и заимствованные слова. Дети удивляются, узнав, что «собака» — изначально не русское слово! 
  • Задания на паронимы 
    Этот тип заданий помогает отработать одни из самых распространённых ошибок: дети часто путают похожие по звучанию слова.
  • Задания на антонимы 
    Задание на антонимы по механизму аналогичны игре в антонимы.
  • Словарный запас помогают увеличить даже экзаменационные задания, например из ОГЭ. Последнее задание из тестовой части касается фразеологии или замены экспрессивного слова стилистически нейтральным.
     

Решать тренировочные варианты ОГЭ

 

Как помогает чтение

Все всегда без устали твердят, что для увеличения словарного запаса необходимо читать. Да, это звучит как заезженная пластинка, но всё же это так. Не будем повторять очевидные вещи, поделимся несколькими приёмами и важными моментами.

  • Читайте сами. Родитель — главный и самый важный пример для детей. Если они видят, что вы никогда не читаете, то и сами не притронуться к книгам, даже под угрозой домашнего ареста, а предпочтут вместо этого посмотреть телевизор или поиграть в компьютер.
  • Читайте ребёнку. Любовь к чтению начинают прививать не со школы, а с самого младшего возраста. Но, если вы этого не сделали, не поздно начать читать перед сном и в младшей школе.
  • Мотивируйте читать самостоятельно. С младшего школьного возраста уже постепенно следует передавать инициативу ребёнку. Продолжайте читать, но поощряйте его изучать что-то самостоятельно. Для этого начните вместе знакомиться с какой-то безумно интересной книгой — «Хрониками Нарнии» или «Гарри Поттером», — а потом тихонько отойдите в сторону. Любопытство будет настолько сильно, что ребёнок начнет читать сам.
  • Читайте с ребёнком. Многие дети не любят читать из-за иногда весьма унылой, как им кажется, школьной литературы, ведь русскую классику они ещё не понимают. Чтобы облегчить этот процесс, читайте «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени» параллельно с ребёнком, а потом обсуждайте сюжет и мотивацию героев, поощряя его к рассуждениям. Благодаря этому он взглянет на великую русскую классику не как на безнадёжно устаревшую древность, а сможет разглядеть в ней вечное и общечеловеческое.
  • Делитесь любимыми книгами. В средней и даже старшей школе детям необходимо показать, что литература гораздо больше школьной программы. Расскажите школьнику о своих любимых книгах, постарайтесь его заинтересовать, даже если они ему немного «не по возрасту». Лучше начинать бороздить просторы серьёзной мировой литературы до 18 лет.

Важно не только читать, но и писать! Поставьте перед ребёнком — а ещё лучше перед собой тоже — нехитрую цель. Нужно писать по 100 слов каждый день. Рассказывать можно о чём угодно: прошедшем дне в школе, планах на будущее, мечтах. Это может быть дневник, блог, сборник рассказов, аккаунт с постами в Instagram. Неважно. Главное — писать. Потому что этот процесс помогает более взвешенно подбирать слова и использовать что-то новое. Постепенно количество слов в день можно увеличивать.

Анна Шустова

опубликовано: