Почему вашему ребёнку нужно изучать финансовую грамотность

Школьники с седьмого класса стараются копить, а некоторые даже инвестируют. Они хотят быть финансово грамотными, но в большинстве школ соответствующего предмета ещё нет. Учить детей правильно обращаться с деньгами пока придётся вам. Наш автор Александр Карамышев, дипломированный экономист, поможет разобраться, как это сделать. 

Недавно мы провели масштабное исследование среди школьников: почти две тысячи учеников 7–11-х классов из всех регионов страны ответили на наши вопросы об отношении к деньгам.

И вот что мы выяснили. 

1) Большинство школьников планируют свой бюджет (47 % — на 1–3 месяца, 22 % — на 1–2 недели). Только треть ребят не ведёт учёт доходов и расходов.
2) 60 % детей хранят деньги в копилке, 22 % — на карте с процентом на остаток, 7 % занимаются инвестициями самостоятельно или с помощью родителей. 
3) 42 % школьников откладывают большую часть получаемых денег на крупные покупки или поездки, почти столько же (38 %), наоборот, тратят больше, чем откладывают. Тратит всё один ребёнок из десяти.
4) Только 25 % ребят изучали финансовую грамотность на уроках. Ещё четверть опрошенных ищет информацию самостоятельно в интернете.
5) Почти половина детей (44 %) получает финансовые знания от родителей, но каждый четвёртый ребёнок ничего не знает об отношении своих родителей к деньгам. 
Таким образом, пока в большинстве школ предмет «Финансовая грамотность» не введён в учебную программу, основная нагрузка по просвещению ложится именно на плечи родителей, которые сами не всегда это осознают и вплоть до окончания школы решают за ребёнка все денежные вопросы.

Почему с ребёнком, даже маленьким, нужно говорить о деньгах и бюджете?

Столкнётся ли ребёнок во взрослой жизни с формулами этилов, логарифмами или строением клетки — вопрос, а вот с деньгами ему точно придётся иметь дело. И чем раньше он научится обращаться с ними, тем проще будет жить. Причём не только ему, но и вам, ведь финансово грамотный ребёнок не станет клянчить новый телефон или модные вещи каждые полгода.

Во-первых, ребёнок поймёт, что почти всё в нашей жизни — ресурсы, ограниченные и имеющие стоимость. Речь не только о деньгах, но и об усилиях, времени. Он научится ценить их, а затем накапливать и искать способы приумножения. Начнёт планировать свой бюджет, принимать более взвешенные финансовые решения. Сначала простые, на уровне «если я буду каждый день тратить только половину карманных денег, которые даёт мама, то через три месяца смогу купить самокат», а затем и более сложные.

Во-вторых, дети, особенно маленькие, доверчивы и могут легко попасться на уловки мошенников на улице или в интернете. Скажем, переход по сомнительной ссылке, отправленной ребёнку со взломанного аккаунта одноклассника, может привести к утрате важных данных — паролей от банковских карт, электронной почты и т. д., а с ними и реальных денег, особенно если это происходило не с телефона, а с общего компьютера. И здесь без общего понимания стоимости денег, труда и времени, затрачиваемого на их получение, ребёнку тоже сложно оценить опасность.

Как научить ребёнка планировать свои траты и распоряжаться карманными деньгами?

Проще всего сделать это в игровой форме. С малышами — дошкольниками или учениками начальных классов — можно сыграть в магазин и профессии, чтобы ребёнок учился не только тратить деньги, но и зарабатывать их, оказывая услуги, пусть и понарошку. Обязательно с ценниками и ограниченным количеством валюты на руках. Это и математику подтянуть поможет, и научит делать выбор, потому что на всё не хватит. Донесите мысль, что деньги нельзя бесконечно доставать из банкомата и на карточке они тоже не безграничны.

В реальной жизни нужно закреплять эти навыки. Рассказывайте ребёнку, как и за что вы получаете деньги, почему в разных семьях разный уровень жизни, почему работа оплачивается по-разному. При походах в магазин объясняйте, почему похожие товары имеют разную цену, зачем делают скидки, как выбирать оптимальные по соотношению цены и качества вещи. Наглядно, например с помощью диаграммы, покажите, на какие цели тратите деньги, какую долю занимает каждая статья. Ребёнку достаточно знать о понятных ему расходах (еда, вода, свет, интернет, одежда, развлечения) — не стоит грузить его налогами или ипотекой. 

Отправляйте его в магазин со списком покупок и определённым бюджетом на них, чтобы он научился укладываться в сумму. Когда он научится разумно распоряжаться вашими деньгами, можно доверить ему собственные. Навык планирования быстрее развивается, если давать карманные деньги не каждый день, а сразу на определённый период — например на неделю, — чтобы ребёнок научился распределять их. 

Научить откладывать в детстве поможет красивая копилка, которую надо периодически опустошать и покупать что-то желанное. Поначалу помогайте ребёнку определиться с целью — тем, на что он реально сможет накопить в обозримой перспективе. Более взрослому ребёнку лучше завести карту с процентом на остаток и объяснить принцип её функционирования — это поможет заложить основы не только накопления, но и инвестирования.

Какие способы участия ребёнка в планировании семейного бюджета существуют?

Посвящать в семейный бюджет имеет смысл, когда у ребёнка сформировались базовые представления о деньгах. Для начала можно привлекать к обсуждению покупок — он должен видеть, что его слушают и имеют в виду его мнение. Если вы принимаете решение, противоположное тому, что предлагал ребёнок, объясните ему свои мотивы.

Показывайте, как вы ведёте доходы и расходы, на что и как откладываете и копите. Просите помочь. Например, посчитать, сколько денег уходит на воду и электричество, и проследить, чтобы они расходовались аккуратно. Объясните, что это, как и экономия бумаги или бережное отношение к вещам, вопрос не только денег, но и экологии. Однако не зацикливайтесь на экономии — учите зарабатывать. 

В старшей школе можно найти подработку на лето или попробовать удалённые форматы. Расскажите об интернет-профессиях — копирайтинге, программировании, SMM и способах монетизации контента. Объясните основы инвестирования: что такое вклады, валюта, ценные бумаги, недвижимость, драгоценные металлы. Чем быстрее ребёнок освоит самостоятельное ведение бюджета и привыкнет к независимости, тем осознаннее будет относиться к семейному бюджету.

Ещё один важный аспект — информационная безопасность. Не использовать открытые точки доступа к Wi-Fi при работе с мобильным банком, не покупать на сомнительных сайтах, не переходить по сомнительным ссылкам, не сообщать никому ПИН-код карты или коды банка из SMS. С публикациями в соцсетях тоже стоит быть аккуратнее. Дома известных спортсменов и артистов, например, регулярно подвергаются ограблениям во время соревнований и концертов. С обычными людьми такое тоже случается — достаточно несколько раз похвастаться дорогими покупками.

16 июня в 14:00 (мск) в рамках проекта «Вокруг науки с "ЯКласс"» мы проведём онлайн-трансляцию «Кибергигиена. Как безопасно пользоваться личными данными», на которой разберём, как безопасно пользоваться социальными сетями, определять мошенников и фишинговые ссылки. Эфир доступен обладателям Подписки Я+.

 

Зарегистрировать ребёнка

 

Курс «ЯКласс» по финансовой грамотности: как он может помочь?

Мы прекрасно понимаем, что у вас полно других забот. Вы сможете объяснить базовые вещи, но садиться обновлять собственные знания и систематизировать всю информацию о деньгах, чтобы серьёзно разговаривать с подростками и учить их экономике, — большой и тяжёлый труд. Поэтому мы подготовили интернет-курс по основам финансовой грамотности для детей, рассчитанный на учеников седьмого класса и старше.

Он включает в себя восемь больших тем: объясним, зачем нужны налоги и какие они бывают, как работает банковская система — на что можно взять кредит, а на что не стоит, расскажем про страховку и пенсию, про инвестиции в ценные бумаги и валюту. Кроме того, отдельные темы посвящены работе предприятий и организации своего бизнеса, а также финансовой безопасности. Школьникам 7–9-х классов все вопросы поданы в более простой и понятной форме, ребятам старшей школы — в углублённой. 

Как обычно на «ЯКласс», в курсе гармонично сочетаются теория и практика. Изучив общие сведения, ребёнок сможет сразу закрепить их с помощью заданий и тестов. В идеале совмещать это с личными беседами: например, ребёнок прошёл тему «Возможности пенсионного накопления», а затем вы обсудили с ним, что он понял. Можно разобрать на примере реальных пенсий бабушки с дедушкой. Изучил тему «Фондовый и валютный рынок» — можно открыть отдельный счёт и подарить несколько тысяч на инвестиции, пусть попробует собрать небольшой портфель из акций с облигациями.

 

Посмотреть материалы курса


 

опубликовано: