В новом цикле материалов продолжаем развенчивать мифы, связанные с онлайн-обучением. В прошлой статье мы разобрались, правда ли онлайн-обучение разлагает мозг, и теперь хотим обсудить ещё один миф.
Миф № 2: образование с помощью электронных ресурсов не подходит для подготовки к экзаменам
Так сегодня считают многие родители. Они твёрдо убеждены, что для качественной подготовки к экзаменам, особенно к ОГЭ и ЕГЭ, необходимо общение с преподавателем, а компьютер является лишь вспомогательным средством, причём не самым надёжным. Именно поэтому многие не доверяют онлайн-ресурсам и продолжают платить заоблачные суммы репетиторам сразу по нескольким предметам.
Действительно, электронные ресурсы не могут в полной мере заменить живое общение с педагогом. Но к этому никто и не стремится. Просто не стоит недооценивать эффективность «цифры» при подготовке к экзаменам.
1. Онлайн-обучение формирует и отрабатывает паттерны, необходимые для успешного решения задачи. Под паттерном, или стереотипом (не в плохом смысле этого слова!), подразумевается определённая схема действий в определённой ситуации, можно сказать, конкретный шаблон поведения, который наш мозг распознаёт и на который успешно реагирует. В основе паттерна лежат устойчивые нейронные связи. Как мы рассказывали в предыдущей статье, нейронные связи становятся тем крепче, чем чаще задействуются определённые участки мозга. Стивен Пинкер, эксперт в области когнитивных наук, в книге «Как работает мозг» говорит о том, что наш разум обретает свою сущность именно благодаря паттернам.
Так, существует паттерн ходьбы, дыхания и речи, благодаря которым человек может, не задумываясь и не прикладывая никаких значительных мыслительных усилий, выполнять обыденные действия. У взрослого эти когнитивные структуры уже давно сформированы и активно используются. Однако ребёнку в первые годы жизни приходится осваивать подобные навыки, самостоятельно формируя стереотипную реакцию для их применения.
Точно так же школьнику в современном обществе приходится формировать паттерн, который связан со сдачей экзаменов. Не стоит забывать, что ОГЭ, ЕГЭ и даже некоторые университетские экзамены (например, в Высшей школе экономики и многих других образовательных учреждениях) сейчас проводятся именно в тестовой форме. Значит, для успешной сдачи выпускных и вступительных испытаний, поступления в вуз и эффективной учёбы в школе и университете необходимо до автоматизма отработать навык решать тесты. Нужно, чтобы сформировались устойчивые паттерны. Человек учится путём повторения — именно таким образом создаются крепкие нейронные связи, которые ложатся в основу поведенческих структур.
2. Количество переходит в качество. В отличие от классического обучения в школе, онлайн-платформы дают возможность выполнять огромное количество тестов, что очень важно в контексте эффективности на экзаменах. По мнению психологов и специалистов по нейробиологии, количество выполненных однотипных действий влияет на качество самого процесса в дальнейшем. Это как игра на музыкальном инструменте: чем больше человек практикуется, тем более сложные и красивые композиции может исполнять. Аналогичная ситуация и с тестами: чем больше таких упражнений выполняет ребёнок, тем более высокие результаты в итоге демонстрирует. Немаловажен и психологический фактор привыкания: часто ученик плохо справляется с каким-то заданием, потому что оно имеет непривычную форму. Поэтому нужно сделать так, чтобы тесты стали частью повседневной жизни школьника, в результате он не будет нервничать и волноваться, решая их на экзамене.
На «ЯКласс» есть множество вариантов тестовых заданий различной сложности по всем предметам, включённым в школьную программу, для учеников разного возраста — в том числе и для подготовки к экзаменам.
В разделе «ЕГЭ» представлены тематические тренажёры по математике и русскому языку с генерациями — таким образом, у каждого задания есть более 50 уникальных вариантов, решая которые ребёнок закрывает потребность в выработке навыка правильного чтения условий. Кроме того, «шаги решения» позволяют не просто узнать правильный ответ, а провести самостоятельную работу над ошибками и научиться на собственном опыте.
3. Подготовка к будущему. Не за горами и тот день, когда экзамены будут проводиться не просто в тестовой форме, а в тестовой форме на компьютерах. Как показала пандемия коронавируса, когда большинство учебных заведений было вынуждено перейти на дистанционный формат занятий, продвинутые методы онлайн-обучения станут доступны намного раньше, чем мы думали. Поэтому уже сейчас следует готовить детей к тому, с чем многие из них с большой вероятностью столкнутся уже при выпуске из школы. Нужно выстраивать устойчивые нейронные связи с помощью решения онлайн-тестов и учить их компьютерной грамотности, чтобы они без проблем могли справиться с этой задачей при важной аттестации.
Таким образом, сегодня экзамены в большинстве случаев предполагают именно тестовый формат. Поэтому именно онлайн-платформы, которые дают возможность регулярно решать большое количество заданий, похожих на те, что будут на экзамене, лучше всего подходят для подготовки ребёнка к выпускным или вступительным испытаниям. Как мы показали в этой статье, они формируют паттерны, благодаря которым мозг быстрее, спокойнее и с меньшими затратами энергии справляется с ситуацией. Также большое количество тестов помогает перевести количество в качество, а использование компьютеров эффективно готовит школьников к будущему и даже к настоящему, в котором технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, в том числе и обучения.