Обществознание в своей тарелке: как готовиться к ОГЭ/ЕГЭ самостоятельно

Весной вся страна перешла на дистанционное обучение. И больше всего это сказалось на выпускниках — многие школы с трудом решали задачу выполнения учебного плана, попутно отказавшись от «элективов» (занятий по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ). Всё бремя ответственности легло на самих учащихся и их родителей. Поэтому многие ученики обращаются к репетиторам за помощью. Учитель обществознания Вадим Пищиков из Санкт-Петербурга рассказал, на что нужно обратить внимание учителям при подготовке детей к ОГЭ/ЕГЭ в режиме онлайн. За его плечами успешный опыт: из 12 учеников, которым он помогал готовиться к экзаменам, шестеро сдали ОГЭ на «5» (по стране экзамен не проводился, но многие школы Петербурга и Москвы провели внутренний аналог), а одна из выпускниц 11-го класса — на 100 баллов (таких работ по стране набралось 404). Как ему это удалось? 

1. Составьте план подготовки

Весь перечень тем, необходимых для изучения, можно найти в пакете документов, размещённом на сайте ФИПИ. Особое внимание стоит обратить на большие блоки, разбивая их на подтемы для лучшего понимания (например «Конституция», а в ней «Конституционные права гражданина», «Федеративное устройство РФ» и т.д.).

2. Внимательно выбирайте теорию

Одна из частых ошибок на экзаменах — дети используют формулировки из источников, которых нет в списке допустимых (статьи в Интернете, Youtube-каналы и даже университетские книги). Оптимально использовать онлайн-порталы, где работа по подбору определений уже проведена. Например, в разделе «Теория» на «ЯКласс» есть вся необходимая информация для подготовки — удобно, что она собрана в одном месте, и не надо искать учебники прошлых лет. Термины в рамке — самые главные, важно не только заучивать их, но и понимать область применения, чтобы смело использовать в эссе. Именно эти знания необходимы для успешного выполнения ряда заданий во второй части экзамена.

3. Больше практики

Переход в онлайн позволяет увеличить количество проработанных заданий — для этого можно использовать опытное тестирование по теме с функцией автоматической проверки. Например, на «ЯКласс» к каждой теме приложены задания в формате ОГЭ. Они полностью соответствую рельным экзаменационным задачам и оцениваются тем же количеством баллов. 

Несколько практических советов:

  1. Решайте как можно больше — база экзаменационных заданий ежегодно обновляется, но многие повторяются из года в год. А значит, к ним можно подготовиться заранее.
  2. В 29 задании стоит выбрать два направления из пяти предложенных, чтобы нарабатывать навык написания эссе на определённые темы — формировать базу примеров и расширять арсенал применяемых терминов.
  3. Обратите внимание на задания 21-24. На вид они лёгкие, но навык работы с текстом развит в должной мере далеко не у всех, стоит себя перепроверить.

4.Устраивайте групповые обсуждения

Интерактивная среда позволяет быстро интегрировать медиа-материалы. Мы активно используем практику групповых обсуждений, выбирая видео для обсуждения, учимся формулировать свои мысли, используя обществоведческие термины. 

Для изучения тем из разных блоков экзамена могу порекомендовать следующие фильмы:
Сериал «Карточный домик» — политика (государство и формы правления, режимы и социальные вопросы)
Сериал «Кремниевая долина» — экономика (предпринимательство)
Фильм «Большая игра» — право (гражданский и уголовный кодекс, судебный процесс)
Фильм «Атлант расправил плечи» — философия (идеал, мораль, социальные нормы)
Фильм «Социальная сеть» – социология (общение, взаимодействие в обществе)

5. Ведите динамику изменений по контрольным точкам

Для мотивации выпускника в тяжёлый период подготовки очень важно показывать даже самые небольшие успехи. Ребята особенно любят сравнивать результаты пробных экзаменов (хотя к ним стоит относиться со здоровой долей скептицизма). С помощью интерактивных сервисов можно рисовать графики успехов, что наглядно показывает движение к цели и результату труда.
Подготовка к экзаменам — задача, скорее, техническая и вполне может эффективно решаться дистанционно. Тем более, ребята чувствуют здесь себя в своей тарелке.

Вадим Пищиков, учитель и репетитор по обществознанию
 


 

опубликовано: