Необычные приёмы преподавания математики: как педагогу победить стереотипы

«Люблю математику — она заставляет людей плакать», — гласит известный мем. Обычно у школьников возникают сложности именно с этим предметом. И не потому, что он так сложен. Просто учителю не всегда удаётся найти подход к детям с разными типами восприятия и мышления. Наш автор Александр Карамышев, преподаватель математики, объясняет, как избавить педагогов и учеников от страданий.

Причина неудач — объективные сложности, которые возникают у учителей и детей на уроках математики. Ученики приходят с разным уровнем знаний, их математические способности и интерес к предмету тоже различны. Искать к каждому подход зачастую просто нет времени. Если учесть зацикленность на сдаче ОГЭ и ЕГЭ, возникает дилемма: либо бросить отстающих, либо пожертвовать интересами более одарённых детей, разжёвывая примитивные задания. Большинство выбирает второй сценарий. Компромиссный вариант — условное, нежёсткое разделение класса на группы базового и продвинутого уровня.
Добавляют проблем учебные программы и пособия: количество и регулярное переиздание учебников не переходит в качество. Задачи часто оторваны от жизни — их порой перепечатывают с советских времён, далёких от жизненного опыта нынешних детей. Поэтому и математика кажется школьникам чужой. В среднем лишь один ребёнок из десяти называет её в числе любимых предметов. Меж тем деление детей на гуманитариев и технарей морально устарело. Гуманитарии всё равно будут взаимодействовать с техническими аспектами своих специальностей, ведь даже «чистая» филология очень сильно связана с математикой. Освоить основы математического языка не менее важно, чем знать азы английского. Математика учит человека думать, прокачивает логику и даже речь.
Сейчас, когда школьник может найти любую учебную информацию — от теории, поданной под десятком разных углов, до готовых решений — учитель перестал быть источником знания, высшим авторитетом. Теперь его главная задача — организовать учебный процесс, задать правильный вектор, пробудить и поддерживать интерес к математике. Вынужденный переход на дистанционное обучение обнажил методические, технические и квалификационные сложности учителей в онлайн-среде, которая вполне привычна детям, а у учеников выявил проблемы с самоорганизацией, мотивацией и воспитанием. 
Специфика восприятия и обратной связи в онлайн-режиме требует новых подходов и методов. Разберём некоторые из них. 

Видеоуроки в записи

Традиционно используются при дистанционном обучении. Основное преимущество перед трансляцией — возможность многократно пересмотреть непонятные или сложные моменты и, наоборот, пролистать лёгкое, уже освоенное. Плюс можно экспериментировать с форматами: подробное видео или серия коротких, хоть по минуте, роликов, закрывающих узкие места. А ещё можно не тратить урочное время на теорию, посвятить его общению с детьми, их ответам.
Графические планшеты, интерактивные доски, скриншоты
Для математики это особенно важно — многие формулы и графики гораздо проще и быстрее рисовать от руки, чем вводить с клавиатуры. Другое дело, что технически и финансово не все могут позволить себе дополнительный гаджет. В этом случае можно воспользоваться бесплатными онлайн-досками — например, Whiteboard Fox или IPEVO Annotator. Для письменной проверки готовых работ подойдёт любое приложение, делающее скриншоты. В том же LightShot можно сделать моментальный снимок экрана, выделить ошибки, добавить текстовые комментарии с разбором.

Геймификация

Дистант даже способствовал росту этой сферы: онлайн-игры развиты лучше, чем онлайн-образование. В интернет перекочевала часть старых игр и логических заданий вроде морского боя или судоку. Пользу для развития математических способностей несут любые игры на логику, но с точки зрения учебного процесса полезнее те, что помогают закрепить конкретную тему. 
Для младших классов разработано много игр, развивающих навыки счёта: математический «футбол», «рыбалка» и «ёлочка». В средних и старших используют разные квизы и адаптации под математику вообще или изучаемую тему известных ток-шоу типа «100 к 1» или «Что? Где? Когда?» Естественно, есть и онлайн-варианты, как игровые (Prodigy, по материалам 1–8 класса), так и более серьёзные, направленные на самостоятельное изучение математики, типа MalMath: Step by step solver.
Общеизвестные игры — например, «Мемори» — тоже можно адаптировать к задачам предмета. В математике с помощью этой игры удобно запоминать часто используемые формулы и константы. Это полезно при освоении тригонометрии или производных, пойдёт и для таблиц сложения, умножения, а также для степеней. В классической «Да/Нет» можно использовать математические определения, которые надо угадать за определённое количество вопросов.

Ситуативные задания

Если мы говорим об играх на логику либо задачах, близких к реальной жизни, тут полезен ситуативный метод — адаптация зарекомендовавших себя заданий и игр к вашим конкретным условиям. В бизнесе есть понятие ситуативного маркетинга, когда яркий инфоповод используется в рекламе и пиаре. То же и в обучении: подойдёт любое событие или явление, поймавшее хайп: ждун, спиннеры, новый сезон «Очень странных дел» или модный тиктокер. Держите руку на пульсе интересов детей, чтобы делать героями задач не условных Гену с Чебурашкой, а тех персонажей, которые на волне популярности у ваших учеников сейчас.
Это касается и ребят постарше, просто героев мультиков сменят музыканты, актёры, спортсмены. Узнать, что сейчас в тренде, можно с помощью соцсетей: на какие паблики подписаны ваши ученики, какие записи они лайкают и репостят. Можно задействовать ситуативную повестку города, школы, класса — обыгрывать локальные шутки. История через математические задачи укрепит междисциплинарную связь, а использование новостей вашего города повысит интерес за счёт узнаваемости мест и действующих лиц.

Соревнования

Универсальных способов мотивации не существует, однако соревновательный элемент — один из вариантов, который работает с большинством людей. Поэтому так популярны различные рейтинги и конкурсы. Использование электронных ресурсов позволяет отслеживать результаты в режиме реального времени. Сделал задание — и сразу поменял своё место в рейтинге, увидел прогресс. В «ЯКласс» выстроена система ТОПов, которая позволяет ученикам соревноваться внутри класса, между классами в параллели и между целыми школами — в пределах города, области и даже всей страны. Всё просто: решаешь задания, получаешь за правильное выполнение баллы и поднимаешься в рейтинге. ТОП классов направлен на командную работу, включение каждого ученика в работу, сплочение коллектива. Также есть возможность поделиться в соцсетях своими достижениями или интересным заданием. 

Как работать со слабыми и отстающими?

Современные технологии приносят не только пользу и разнообразие. Бум гаджетов привёл к тому, что дети стали меньше читать, а это, в свою очередь, вылилось в сложности с восприятием и пониманием текста задач. Просели мышление и связная речь — доказать теорему всё сложнее, потому что нет навыка построения логических цепочек. Особенно сложно ученикам, отставшим ещё в младших классах. У них возникает отторжение и неприятие математики, убеждённость, что они никогда не смогут её понять. Они или бросают учиться, или пробуют угадывать (благо, тестов всё больше), или бездумно списывают.
Здесь главное — вернуть ребёнку веру в себя и интерес к предмету. На начальном этапе хороши любые средства. У меня, например, был один шестиклассник с синдромом дефицита внимания. Неглупый, но очень быстро терял интерес. Сработало предложение решать примеры на время. Можно добавить свои приёмы, если знаете, за какие ниточки надо дёрнуть ученика. Ведь в обучении, как и на войне, все средства хороши.
Как только интерес вернулся, важно разработать индивидуальную траекторию, нащупать пробелы в знаниях и закрыть их. Тут поможет режим тренировки в «ЯКласс». Система устроена так, что никто не увидит, сколько раз школьник пробовал решить задачу, сколько раз ошибся. В профиле отображаются только хорошие оценки. Это снижает стресс и позволяет ученику спокойно разобраться в теме, понять, как следует решать правильно. Аппетит приходит во время еды, и после первых успехов ребёнок втягивается в работу. Заработанные баллы и оценки вдохновляют его двигаться дальше.

Уровень «nightmare»: задания для самых сильных учеников

Одарённые дети — другая крайность. Конечно, работать с ними учителю приятнее и интереснее, но, как и отстающие, они требуют особого подхода. Покажите, что математика на самом деле гораздо шире и разнообразнее базового школьного курса. Погрузите ребёнка в интересные прикладные разделы — комбинаторику, теорию игр, математическое моделирование, сложные проценты и т. п. Продвинутые задания по темам базового курса («задачи со звёздочкой») школьник может попробовать сделать самостоятельно на «ЯКласс» — они дифференцированы по уровню сложности. Интересные задания есть в разделе «1С: Школа» — по сути, это огромный сборник интерактивных задач по разным темам: от «Арифметики» до «Вероятности и статистики».

Пример интерактивного задания по теме «Случайные величины и их распределения. Стандартные распределения и связанные с ними задачи» 

Сформируйте через графические диктанты навык записывать условия и ответы в виде знаков. Речь не о рисунках по клеточкам для приготовишек и первоклассников, а именно о личной системе условных обозначений, которая позволяет быстро воспринимать информацию на слух, анализировать её и выделять главное. Сильные ученики участвуют в олимпиадах. Это тоже решение заданий за пределами базового курса. Составьте свой список полезных сайтов с интересными заданиями для подготовки, порекомендуйте местные математические кружки или дистанционное обучение в математических школах. Задача педагога — не нянчиться с талантливым ребёнком, а направить его, подтолкнуть в нужную сторону.

 

Выдать задания

 

опубликовано: