ЯКласс для начальной школы

По решению Министерства просвещения с 23 марта по 12 апреля все школы России уходят на каникулы, а учителя должны организовать для детей дистанционное обучение.

Если со средней и старшей школой всё выглядит более или менее понятным — здесь ученики уже понимают, как работать самостоятельно — то представить себе дистанционное обучение для 30+ первоклашек довольно сложно. Они ещё неусидчивы, не привыкли работать самостоятельно — часто полагаются на помощь взрослого, пока не готовы к самоорганизации.

Но ситуация такова, что и эту проблему надо решать. Учителя начальных классов из МБУ «Лицей 67» г. Тольятти Светлана Александровна Костина и Наталья Петровна Гамзова поделились своими советами, как организовать обучение младшеклассников.

Светлана Александровна Костина:

«Для меня переход на дистанционное образование не стал большой проблемой — я уже несколько лет работаю с ЯКласс, провожу обучающие семинары для коллег по этой теме.
Конечно, раньше я использовала именно смешанное обучение, то есть комбинировала работу онлайн с «живым» преподаванием, но в целом к удалённому формату готова.

Мои основные инструменты — разделы «Предметы» и «Проверочные работы» на сайте ЯКласс, плюс видеоуроки. К сожалению, проблема школьников в том, что многие из них не готовы читать даже небольшие по объёму тексты и извлекать из них нужную информацию, поэтому я и подключаю видео.

Раздел «Предметы» я использую следующим образом: здесь дети могут изучать новую тему (я даю конкретные задания, какую именно теорию надо изучить) и выполнять задания для тренировки.
Удобная функция — создание собственных заданий в «Редакторе предметов». Если мне не подходит какая-то информация, которая есть на ресурсе, или я хочу дать дополнительные знания, то с помощью «Редактора» можно создать собственный полноценный урок, плюс прикрепить туда картинки и дополнительные упражнения.

Следующая часть — «Проверочные работы». Важно отметить, что сначала этот раздел я также использую для отработки темы. Это происходит так: сначала я объясняю детям, что название «Проверочная работа» не должно их пугать, на самом деле они просто отрабатывают тему. Роль проверочной здесь меняется — теперь это не контроль, а обучающая работа. Я даю пять попыток с возможностью выбрать лучшую — именно её я буду оценивать.

И только после того как ребёнок пройдёт всё в «Предметах» и «Проверочных работах», я даю уже настоящую контрольную. Здесь возможна только одна попытка выполнения, ребёнок не видит своих ответов — всё гораздо строже. При таком подходе дети привыкают, что к выполнению проверочной работы надо относиться ответственно.

В целом работать легко с сильными и «средними» учениками; те, кто послабее, при смешанном и дистанционном обучении работают очень плохо, совершенно не хотят читать.

Ещё одна головная боль — помощь родителей, которые пытаются всё сделать за своё чадо. Нередко в профиле ученика вижу, например, решённые задания по физике 9 класса — явно мама или папа развлекались. Поэтому приходится строго разговаривать и с родителями. Объясняю им, что ЯКласс — рабочий инструмент ученика, и помогать ему не надо. Я даже радуюсь, когда вижу ошибки — значит, ребёнок всё делал сам.

В условиях дистанционного обучения, выставляя оценку в электронный дневник, стала писать более подробные комментарии каждому ученику рядом с отметкой. Это уменьшает количество вопросов от родителей. Двойки не ставлю, но пишу, например, что задание 18 марта не делал, или пишу, что активно или мало работал в разделе «Предметы».

В целом, думаю, удастся выстроить беспроблемный переход на дистанционное обучение. Надеюсь, в нашей школе получится решить вопрос с видеотрансляцией — так я смогу подключать учеников к видеоконференции и объяснять им темы вживую, получится почти привычный формат урока.

Думаю, первое время будут, конечно, сложности с перестройкой привычной системы, будут и лентяи, и виртуальные «прогульщики», но постепенно ситуация сгладится. Дети поймут, что всё поменялось, и им придётся учиться в новых условиях.

Наталья Петровна Гамзова:

«Я уже много лет занимаюсь вопросами смешанного обучения, публикую свои разработки и делюсь опытом с коллегами. Вижу, что для многих новые условия работы стали проблемой, но, с другой стороны, их можно считать и точкой роста - использование технологий в образовании действительно необходимо, а кроме того, существенно облегчает повседневную жизнь учителя. Дистанционное обучение - не конкуренция живому учителю и опыту общения с реальным человеком.

Предлагаю коллегам посмотреть мою презентацию с озвучиванием, в которой я разбираю вопросы смешанного обучения.
К дистанционному обучению я и мой класс готовы.Основным инструментом уже второй год подряд становится платформа Якласс. Бесспорно,  основными разделами являются «Предметы» и «Проверочные работы». В начальной школе нельзя без наглядности, и тут невозможно обойтись без материала «1С: Школа».Здесь и виртуальная лаборатория, и тренажер в увлекательной игровой форме, и работа с текстом, с  профессиональным озвучиванием, причем с глубочайшим анализом текста.
Например, что можно сделать по предмету «Литературное чтение»?

  • в конце урока, уже на последней минуте перед звонком, задать ученикам проблемный вопрос, например: «Зачем зверям медведя переворачивать?» (Название произведения из раздела «1С: Школа», «Литературное чтение», 3 класс). Ответ  на этот вопрос можно также найти в «1С».
  • прочитать произведение, ответить на вопросы и к следующему уроку приготовить вопросы для одноклассников из названий литературных произведений.

Важное условие - такое задание можно предложить, только если следующий урок через 2 дня, так как детям необходимо дать время на выполнение.

Подводя итоги, можем сказать, что даже для непоседливых и не привыкших к полностью самостоятельной работе учеников начальной школы организовать дистанционное обучение с помощью надёжного ресурса абсолютно реально.
Дружба с платформой ЯКласс укрепит трёхстороннюю связь «учитель - ученик - родитель» (конечно, это должен быть равносторонний треугольник), которая является обязательным условием в учебном процессе.

Мария Сергеевна Козырева, региональный менеджер ЯКласс в Приволжском федеральном округе: «Дистанционное обучение в начальной школе - вопрос, действительно, проблемный. Но учителя МБУ «Лицей 67» справились с ситуацией, во многом благодаря тому, что уже давно освоили ресурс и приучили детей работать с ним.
Если вы тоже преподаёте в образовательном учреждении Самарской области и хотите организовать в своей школе очное и онлайн-обучение возможностям использования ресурса ЯКласс в период дистанционного обучения, свяжитесь со мной: kozyreva@yaklass.ru».

Авторы:
Костина Светлана Александровна, учитель начальных классов МБУ «Лицей 67» г. Тольятти
Гамзова Наталья Петровна, учитель начальных классов МБУ «Лицей 67» г. Тольятти

 

опубликовано: