В прошлой статье мы рассказывали, что такое смешанное обучение и какими плюсами и минусами оно обладает. Сегодня — конкретные советы родителям и учителям по внедрению практик этого метода образования.
Какие практики смешанного обучения можно использовать
- «Автономные группы». Такая система предполагает, что ученики в классе сильно различаются по индивидуальным особенностям и уровню владения компьютерными технологиями. Поэтому продвинутые пользователи и любители работать самостоятельно учатся преимущественно на онлайн-платформах. Другие ребята, наоборот, в основном работают с учителем, а цифровые технологии используют в качестве дополнительных ресурсов. Родителям такую модель удобно использовать, если у них дети разного возраста: с младшими школьникам — больше заниматься самим, а старших — поощрять учиться онлайн.
- «Перевёрнутый класс». Эта модель, наоборот, предполагает большую однородность класса в отношении психологических особенностей и уровня компьютерной грамотности. В такой системе онлайн-обучение чередуется с классическим, когда класс работает как одна группа. Цифровые платформы применяются вне школы, то есть основная нагрузка при их использовании ложится на родителей. Для них использовать эту модель удобнее, если в семье один ребёнок или дети примерно равного возраста. В этом случае родитель должен по большей части самостоятельно развивать у детей компьютерные навыки.
- «Личный выбор». Такая практика ориентирована на старших школьников и позволяет построить индивидуальный учебный план. Причём ответственность за его освоение лежит в основном на самом ученике. В связи с этим и учителям, и родителям следует пристально следить за успехами ребёнка и при этом не пытаться вводить такую модель в младшей школе и даже 5–7 классах, так как в этом возрасте мотивация для самостоятельного освоения предмета зачастую ещё недостаточно развита.
Советы педагогам
- Объясните, как пользоваться технологиями. Перед тем как внедрять электронные ресурсы, подробно расскажите (и покажите!), как правильно ими пользоваться. Выделите несколько уроков на то, чтобы объяснить все нюансы. Особенно это важно для учеников младших и средних классов. Хотя эти дети и родились в «цифровую эпоху», для них привычнее листать экран смартфона, чем работать на компьютере.
Если у вас возникли какие-то вопросы по работе с платформой, вам помогут наши вебинары и курс повышения квалификации «Цифровая образовательная среда» — здесь вы точно найдёте все ответы. - Создайте мотивацию. Желание учиться очень важно, но, к сожалению, не у всех оно есть. Объясните детям в игровой и интерактивной форме, почему такой формат учёбы полезен и как он поможет им в будущем. Не следует пугать плохими оценками за невыполненные на цифровой платформе домашние задания, так вы только подорвёте интерес школьников к самостоятельным занятиям. Вместо того чтобы наказывать неуспевающих, поощряйте тех, кто активно двигается вперёд и осваивает дополнительные модули. Система наград может быть как очень простой (например, наклейки и стикеры), так и чуть сложнее (совместная поездка в зоопарк или поход в кино для особенно отличившихся детей). Такой метод позволит создать в классе здоровую атмосферу соревновательности, и дети будут лучше стараться. В одном из наших материалов мы рассказывали об интересном опыте МБОУ «Школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов им. М. В. Ломоносова» городского округа Самара: «На доске почёта висит распечатка со статистикой нашего сайта: какой класс является самым активным, кто из детей набрал больше всех баллов. Раз в две недели лучший класс награждают кубком с конфетами. Такая простая практика, но какие отличные результаты она даёт! А соревновательный элемент только подогревает интерес детей».
- Помогайте отстающим. У некоторых ребят могут возникнуть проблемы при самостоятельном обучении. Выделите время, когда вы ещё раз покажете им, как пользоваться платформой, и разъясните все спорные моменты.
- Поощряйте самостоятельность. Смешанное обучение даёт больше ресурсов для заинтересованных детей (дополнительная литература, продвинутые модули и пр.). Кто-то из учеников обязательно будет пользоваться этими возможностями. Обязательно отмечайте и выделяйте их (тут тоже можно ввести систему поощрения), чтобы такому примеру последовали и другие. Если вы видите, что ребёнок отлично справляется сам, можно дать ему больше свободы, например разрешив посещать всего один очный урок в неделю вместо трёх.
Советы родителям
- Развивайте компьютерную грамотность. Это очень важно, чтобы школьника не пугало обучение с помощью цифровых технологий. Желательно начинать формирование этого навыка ещё с младшей школы, постепенно объясняя всё более тонкие нюансы работы с компьютером.
- Научитесь пользоваться платформой для обучения. Попросите учителя объяснить всем родителям на общем собрании основы использования технологий. Так вы сможете помочь ребёнку при возникновении технических трудностей или любых других проблем.
В этой статье своим опытом освоения «ЯКласс» поделилась мама четвероклассницы. - Демонстрируйте положительный пример. Если ваши дети будут видеть, что вы сами не слишком заинтересованы в обучении и саморазвитии, а, приходя домой, только смотрите телевизор, это вряд ли поможет сформировать у них желание учиться самостоятельно. Поэтому очень важно своим собственным примером показывать, что самообучение имеет большое значение и что оно является залогом профессионального и личностного успеха. Тоже запишитесь на какие-нибудь онлайн-курсы. Сегодня во всемирной паутине много таких возможностей и для взрослых. Читайте книги, чтобы ребёнок видел, что вы тоже учитесь. Посещайте с ним музеи и выставки, это в свою очередь поможет опосредованно сформировать интерес к учебе.
- Не заставляйте учиться постоянно. Доступ к платформе 24/7 не означает, что школьник должен теперь заниматься только учёбой. Напоминайте ему отдыхать и делать перерывы, если он забывает. Чрезмерные нагрузки могут отбить желание учиться и привести к проблемам со здоровьем.
- Проводите с ребёнком больше времени. Некоторым детям трудно даётся смешанное обучение, потому что они меньше взаимодействуют с учителем и своими одноклассниками. Поэтому, чтобы компенсировать этот момент, больше общайтесь со своим ребёнком: чаще выбирайтесь куда-то на выходные, ездите на дачу, играйте в настольные игры. Так ему будет намного легче учиться и он не станет скучать.
Пример внедрения смешанного обучения
Удобство «ЯКласс» в том, что его можно использовать во всех описанных моделях, потому что он очень пластичен. Сервис подходит и для работы в классе, и для самостоятельного освоения дома, причём он доступен с любых устройств и у него очень удобная мобильная версия, что особенно актуально для современных школьников. Его можно применять и как основной образовательный ресурс, и как вспомогательный. Интуитивно понятный интерфейс могут быстро освоить даже младшие школьники.
Таким образом, существует несколько практик смешанного обучения, которые подходят для разных условий и различаются по однородности класса, психологическим характеристикам детей и уровню владения компьютерными технологиями. Так или иначе, общие советы, которые мы дали в этой статье, будут полезны и родителям, и учителям в том, чтобы дети освоились с этим методом, наслаждались им и получали от него только пользу и удовольствие.