Теория:

Рациональные уравнения могут служить математическими моделями реальных ситуаций.
Пример:
Иван и Максим решили поехать на вокзал. Иван отправился на метро, станция которого находится в \(36\) км от вокзала. Максим задержался на \(3\) минуты и решил ехать на такси. Скорость такси на \(10\) км/ч больше скорости метро. С какой скоростью ехал Иван, если он приехал одновременно с Максимом?
 
 Первый этап. Составление математической модели.
 
Пусть \(x\) км/ч — скорость метро.
Так как расстояние до вокзала равно \(36\) км, то время в пути для Ивана составляет 36x ч.
Максим ехал со скоростью \((x + 10)\) км/ч, значит, время, затраченное на дорогу, равно 36x+10 ч.
 
Т. к. Максим задержался на \(3\) минуты, то время 36x ч. больше времени 36x+10 ч. на \(3\) мин., т. е. на 120 ч.
Получаем рациональное уравнение: 36x36x+10=120, которое является математической моделью.
 
Второй этап. Работа с составленной моделью.

Получили: 36x36x+10120=0.
 
Преобразуем левую часть уравнения:
36(20(x+10)x36(20xx+101(x(x+10)20=720(x+10)720xx(x+10)20x(x+10)=x210x+720020x(x+10).
 
Приравняв числитель этой дроби к нулю, получим квадратное уравнение:
x210x+7200=0;
 
x2+10x7200=0;
 
x1,2=10±1024172002=10±289002=10±1702;
 
x1=10+1702=80;x2=101702=90.
 
Имеем два допустимых корня рационального уравнения, которые не обращают в нуль знаменатель 20x(x+10)0.
 
 Третий этап. Формулировка ответа на вопрос задачи.
 
Необходимо выяснить, с какой скоростью ехал Иван, если он приехал одновременно с Максимом?
Искомую скорость мы обозначили через \(x\). Пришли к тому, что либо \(x=80\), либо \(x=-90\). Второе значение не соответствует решению задачи, т. к. скорость движения метро (Ивана) не может принимать отрицательное значение. Следовательно, корень \(x = 80\), является ответом на вопрос задачи.
Ответ: \(80\) км/ч.
Сделаем несколько комментариев к решению задачи
1. Условие задачи несколько идеализировано, поскольку в действительности метро движется не с постоянной скоростью, а то ускоряется, то замедляется. Однако при решении математических задач идеализация условий данной ситуации допустима.
 
2. Снова акцентируем твоё внимание на то, что мы использовали знакомый ход рассуждений: составили математическую модель, провели работу с составленной моделью, сформулировали ответ на вопрос задачи.
 
3. Напомним, что составление математической модели является ключевым этапом в  решении задачи. На данном этапе происходит серьёзный творческий процесс: перевод условия задачи на  математический язык из обычной речи. На втором этапе мы работаем чисто технически, действуем по алгоритму, однако эта работа тоже требует особого внимания.
 
Проанализируем рассмотренную задачу с точки зрения её перевода на математический язык с обыденного.
 
Мы ввели обозначение: \(x\) — искомая скорость. Это позволило нам работать искомой величиной, потому как с позиции алгебры не имеет значения, с чем именно мы имеем дело: с числами или с буквами.
 
Применяя закон равномерного движения из физики \(s = vt\) (\(s\) — путь, \(v\) — скорость, \(t\) — время), подставив путь (\(36\) км) и скорость (\(x\) км/ч), мы выразили время, которое предусмотрено расписанием, получили дробь 36x ч.
 
Согласно условию задачи такси ехало со скоростью, на \(10\) км/ч большей, чем метро. При переводе условия задачи на математический язык получили: \((x + 10)\) км/ч — скорость такси (Максима), а 36x+10 ч. — реальное время в пути Максима на расстоянии \(36\) км.
 
По условию задачи Максим задержался на \(3\) мин., т. е. 120 ч.
Иначе говоря, время в пути Ивана (36x ч.), больше времени в пути Максима (36x+10 ч.) на  120 ч.
 
Вычтем из большего выражения меньшее и получим разность: 36x36x+10=120.
Получена математическая модель задачи.
 
Обрати внимание!
При составлении равенства величины должны быть представлены одинаковыми единицами измерения (в нашем уравнении время в пути Ивана, Максима и разность этих величин выражено в часах).