При некоторых заболеваниях или кровопотерях человеку делают переливание крови.
Кровь для переливания берут у взрослых здоровых людей — доноров, добавляют в неё особые химические вещества (чтобы кровь не свёртывалась и была пригодной в течение длительного времени) и закрывают герметично в особых стеклянных сосудах. Такую консервированную кровь можно перевозить на большие расстояния.

pic001.jpg
Группы крови
В \(1900\) г. австрийский учёный Карл Ландштейнер открыл группы крови, за что в \(1930\) г. получил Нобелевскую премию.
Существуют две системы обозначения групп крови. В первой группы крови обозначают римскими цифрами \(I\)–\(IV\), а во второй — латинскими буквами А, В и нулём — система АВ\(0\).

125393.png

Выделяют \(4\) основных группы крови: \(I\), или нулевая\(I\) (\(0\)), \(II\) (A), \(III\) (B) и \(IV\) (АВ). Обладание той или иной группой крови определяется генетически.
Группы крови отличаются содержанием в плазме крови и эритроцитах специфических белков, которые не всегда совместимы — белки плазмы могут склеивать эритроциты, разрушать их (с этим связаны правила переливания крови).
Пример:
более \(40\) % европейцев имеют \(II\) (А) группу крови, \(40\) % — \(I\) (\(0\)), \(10\) % — \(III\) (B) и только \(6\) % — \(IV\) (AB).
Переливание крови
Обрати внимание!
Каждая группа крови принимает кровь одноимённой группы и \(I\) (\(0\)) группы.
Тем, у кого кровь относится к \(IV\) (AB) группе, можно переливать небольшое количество крови любой группы, так как у них в плазме крови нет белка, который склеивает эритроциты крови донора. Этих людей называют универсальными реципиентами.
Кровь \(I\) (\(0\)) группы можно переливать любому человеку, так как в её эритроцитах нет белка, на который могут повлиять белки плазмы реципиента и вызвать их разрушение. Людей с \(I\) (\(0\)) группой крови называют универсальными донорами.

Схема-переливания-групп-крови1.jpg

В настоящее время принято переливать только одноимённую группу крови.
Резус-фактор
Другая характеристика групп крови — резус-фактор, названный по имени макаки-резус, в эритроцитах крови которой он был обнаружен в \(1940\) г.
Людей, в крови которых он есть, называют резус-положительными Rh(\(+\)), а тех, у которых он отсутствует — резус-отрицательными Rh(\(–\)).

Rezus.jpg

Резус-фактор особенно важно учитывать при пересадке органов и тканей и при беременности. Если у резус-отрицательной матери Rh(\(–\)) развивается резус-положительный Rh(\(+\)) плод (унаследовавший положительный резус-фактор от отца), то в крови матери будут образовываться вещества, разрушающие эритроциты плода, и он может погибнуть.

rezus-faktor.jpg
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.