Теория:

Для характеристики отличий высшей нервной деятельности человека и животных используют понятие «сигнальная система».
Сигнальная система — это совокупность нервных процессов, возникающих в головном мозге животных и человека и обеспечивающих связь организма с внешней средой.
Первая сигнальная система есть у человека и у животных. Её действие проявляется в рефлексах, возникающих на сигналы, которые воспринимаются органами чувств (запах, звук, температура, прикосновение и т. д.).
  
Вторая сигнальная система имеется только у человека и появилась она с возникновением речи. Сигналом для реакции организма в этом случае служат слова, с помощью которых люди описывают всё, что узнают об окружающем мире через органы чувств.
  
Слова используются для обобщения.
Пример:
слово «машина» для маленького ребёнка может обозначать его игрушку. Через некоторое время ребёнок начинает использовать это слово, когда говорит об автомобиле, самосвале и грузовом фургоне. Словом «машина» он объединяет, обобщает все предметы с похожими признаками.
Особенность речи человека — использование обобщения для описания предметов и явлений, а также для того, чтобы передать свои ощущения и переживания. В основе мышления тоже лежит речь, она является аппаратом абстрактного мышления.
 
Важное значение устной и письменной речи заключается в возможности передавать информацию другим людям, сохранять знания для будущих поколений. Через речь опыт одного человека становится доступным многим, и это делает возможным накопление и постоянное развитие научных знаний.
 
Способностью к обучению речи человек наделён от рождения. Ребёнок обучается говорить с \(5\)–\(7\) месяца первого года жизни до \(5\)–\(6\) лет. Он усваивает тот язык, на котором говорят в его окружении. Если ребёнок изолирован от человеческого общества, способность к овладению речью пропадает, затормаживается его умственное и психическое развитие.
 
Речь человека обусловлена работой разных структур головного мозга. Центры устной речи расположены в лобной доли левого полушария, а письменной — в височных и теменных долях. За интонацию речи отвечают центры коры правого полушария. Оба полушария работают согласованно, так как их симметричные участки соединены нервными волокнами.
Эмоции
Эмоции — это психические реакции на определённые жизненные ситуации.
Положительные эмоции (радость, счастье, удовольствие) возникают, если успешно удовлетворяется какая-нибудь потребность. Если же нет возможности достичь желаемого, то возникают отрицательные эмоции (разочарование, обида, страх).
 
Человек выражает эмоции не только словами, но также с помощью мимики и жестов, которые усиливают значение слов и помогают более точно передать свои мысли и чувства собеседнику.
 
1442414906_emotionsareenergy.jpg
Рис. \(1\). Эмоции
 
Разные эмоций оказывают влияние на физиологическое состояние организма. Некоторые эмоции (ликование, радость, гнев) способствуют активизации кровообращения и дыхания, повышению мышечного тонуса, так как сопровождаются выделением гормона адреналина. Другие эмоции (страх, печаль) вызывают противоположные изменения. 
 
Сходные эмоции вызывают у разных людей одинаковые реакции. Значение физиологических изменений, вызванных эмоциями, в том, что организм активизирует свои возможности для быстрого реагирования в сложной ситуации.
 
Проявление эмоций обусловлено деятельностью отделов промежуточного мозга и коры больших полушарий. В формировании эмоций участвуют височные и лобные доли коры.
Индивидуальные особенности ВНД. Типы ВНД. Темперамент
И. П. Павлов сформулировал представление об индивидуальных типах ВНД. Он оценивал силу, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения.
  • Сила нервной системы проявляется в её работоспособности, т. е. устойчивости к длительному воздействию раздражителя.
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.
  • Подвижность нервной системы — это быстрота и лёгкость сменяемости процессов возбуждения и торможения.
 
С учётом этих характеристик выделяют следующие типы ВНД (темперамента): холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Типы ВНД.png
Рис. \(2\). Типы высшей нервной деятельности
  • Холерику характерен сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием возбуждения над торможением. Это активный, эмоциональный, энергичный человек.
  • У сангвиника нервная система сильного, уравновешенного, подвижного типа. Человек с таким темпераментом спокойный, доверчивый, работоспособный и внимательный.
  • Флегматик обладает сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Обычно флегматики спокойны, медлительны, малоактивны. У них высокая работоспособность, но затруднено формирование новых навыков и привычек. 
  • Меланхолику характерен слабый тип нервной системы. Это малообщительный человек, неуверенный в своих силах. Он плохо приспосабливается к условиям среды, но способен к нестандартным творческим решениям.
Темперамент.png
Рис. \(3\). Типы темперамента
 
У людей редко бывает выражен один темперамент. Чаще сочетаются черты разных темпераментов, но один преобладает.
 
Важно знать свой тип темперамента для выбора подходящей профессии.
Источники:
Рис. 1. Эмоции. https://www.shutterstock.com/ru/image-photo/collage-woman-different-facial-expressions-65835514.
Рис. 2. Типы высшей нервной деятельности. © ЯКласс.
Рис. 3. Типы темперамента. https://image.shutterstock.com/image-vector/types-temperaments-sanguine-choleric-phlegmatic-600w-772836898.