Теория:

Врождённое поведение
У животных и человека генетически заложены врождённые программы поведения. Эти программы сложились на основе исторического опыта вида. Они способствуют удовлетворению основных жизненных потребностей.
Пример:
у новорождённого ребёнка при погружении в воду происходит рефлекторная задержка дыхания. Этот рефлекс помогает не задохнуться во время родов. Через некоторое время он угасает. 
На более сложном уровне врождённое поведение проявляется в инстинктах. Инстинкт — это цепочка взаимосвязанных безусловных рефлексов, обеспечивающих потребности организма в питании, размножении, безопасности.
 
У некоторых животных известно такое явление, как запечатление (импринтинг). Это способность детёнышей, только появившихся на свет, запоминать признаки своих родителей.
Пример:
вылупившиеся из яиц цыплята, гусята, утята признают своей мамой первое живое существо, которое они увидят.
dog-g407b39d5a_640.png
Рис. \(1\). Запечатление
 
Явление запечатления наблюдается и у человека.
Пример:
известны случаи, когда новорождённый ребёнок оказывался среди животных. У такого человека на всю жизнь остаются повадки животных, ему трудно освоить человеческую речь и не удаётся обучиться письму.
Приобретённое поведение. Элементарная рассудочная деятельность
Самое простое приобретённое поведение основано на условных рефлексах. Взаимодействуя постоянно с окружающей средой, животное обучается находить пищу и укрытия, спасаться от врагов.
 
Но приобретённое поведение не сводится только к формированию условных рефлексов.
Пример:
бездомная собака никогда не бросится под движущуюся машину, несмотря на то, что условного рефлекса на такую ситуацию у неё нет.
И. П. Павлов, анализируя опыты на человекообразных обезьянах, пришёл к выводу, что животные способны свойственны не только условные рефлексы, но и способность улавливать связь между вещами.  
Пример:
В опыте обезьяна пытается добраться до бананов, соорудив для этого горку из ящиков. 
 
obezjana2.png
Рис. \(2\). Обезьяна строит вышку
 
В другом опыте обезьян учат выбирать предмет, отличающийся от двух других по какому-нибудь признаку.
 
obezjana1w1018.png
Рис. \(3\). Обезьяна учится выбирать
Способность некоторых животных и человека определять взаимосвязи между предметами и явлениями и приспосабливаться к изменяющимся условиям называют рассудочной деятельностью.
 
Рассудочная деятельность даёт возможность быстро адаптироваться к постоянным изменениям в окружающем мире, а также позволяет предвидеть развитие событий и подготовиться к ним.
 
Высшего развития рассудочная деятельность достигает у человека и проявляется в виде мышления — совокупности умственных процессов, связанных с познанием.
Сознание и мышление человека
Важнейшей особенностью высшей нервной деятельности человека является сознание. Сознание — это субъективное отражение в мозге человека окружающей действительности. Оно формируется из разных сведений, представленных формулами, образами или буквами, которые называют знаниями.
Мышление — это познавательная деятельность, которая позволяет в обобщённом виде передать другим людям своё понимание окружающей действительности.
Основу мышления и сознания составляет анализ  разнообразной информации, которая поступает в наш мозг от органов чувств и от внутренних рецепторов, воспринимающих любые изменения внутри организма.
 
Результатом мышления могут быть понятия. Глубина и смысл понятий зависит от глубины познания.
Пример:
понятие «сообщество», с которым знакомятся пятиклассники, развивается при дальнейшем изучении биологии. Выпускник школы имеет более глубокое представление о сообществе как о совокупности взаимодействующих организмов по сравнению с учеником пятого класса.
Поведение человека
Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями.
  • У человека от рождения есть жизненно важные базовые потребности в воде, пище, в контактах с другими людьми. Человек не сможет выжить, если базовые потребности не удовлетворять.
  • С возрастом появляются вторичные потребности: материальные и духовные (желание вкусно поесть, носить красивую одежду, послушать любимую музыку, посмотреть новый спектакль и др.). Эти потребности у всех людей разные, они зависят от характера, воспитания и возможностей человека.
 
Потребности вызывают изменения в работе мозга. Некоторые его структуры переходят в возбуждённое состояние, и формируется мотивация, т. е. побуждение к действиям, которые приведут к удовлетворению потребности.
 
Мозг человека не способен одновременно эффективно работать на основе большого числа мотиваций. Всегда на первом месте находится какая-то наиболее значимая мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое.
 
Удовлетворение потребностей связано с таким явлением как доминанта. Ввёл это понятие в физиологию высшей нервной деятельности русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский. Он утверждал, что при формировании потребности в головном мозге образуется устойчивый очаг возбуждения (доминанта). Этот очаг объединяет разные структуры мозга, которые работают взаимосвязано и согласованно до тех пор, пока не произойдёт удовлетворение данной потребности.
 
Доминанта тормозит возникновение возбуждения в других частях мозга.  Она функционирует до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая её потребность. Доминанта лежит в основе внимания, она позволяет человеку сосредоточиться на выполнении главной задачи.
Пример:
увлечённый важным делом человек не видит и не слышит ничего, что происходит рядом. Когда же главная жизненная задача выполнена, доминанта угасает, а организм создаёт новые функциональные системы для решения других задач и удовлетворения новых потребностей.
Источники:
Рис. 1. Запечатление. https://cdn.pixabay.com/photo/2020/07/25/08/35/dog-5436082_960_720. 28.11.2021.
Рис. 2. Обезьяна строит вышку. © ЯКласс.
Рис. 3. Обезьяна учится выбирать. © ЯКласс.