Теория:

Интеллект
Для оценки умственных способностей человека часто используют термин «интеллект».
Интеллект — это совокупность психических способностей личности, направленных на познание, осмысление и разрешение возникающих задач. 
Учёные выделяют три категории психических способностей:
  • технические — умение применять различные орудия труда и механизмы;
  • общественные — умение взаимодействовать с другими людьми;
  • умение применять различные символы и научные понятия.
 
Иногда ещё выделяют способности к творчеству.
 
Интеллект обычно оценивают с помощью тестов для определения коэффициента IQ (от англ. intelligence quotient). Среднее значение IQ примерно равно \(100\). \(25\) % людей имеют значение IQ меньше \(90\) и столько же — выше \(110\). Если коэффициент равен \(130\)–\(140\), то у человека высокий уровень способностей. Таких людей немного — примерно \(2\) %.
Обучение и память
Приобретение индивидуального опыта называют обучением. Обучение происходит благодаря памяти.
Память — это психический процесс формирования и воспроизведения жизненного опыта конкретного человека.
Память — это способность мозга накапливать, сохранять и воспроизводить знания, умения и навыки.
Память позволяет извлекать и использовать сохранённые ранее сведения и использовать их для решения возникающих задач.  
 
За память отвечают височные доли коры больших полушарий, ретикулярная формация и гипоталамус.
 
В зависимости от времени сохранения информации различают память:
  • кратковременную — информация сохраняется в течении нескольких секунд, что позволяет запоминать небольшой объём информации;
  • долговременную — полученная информация может сохраняться всю жизнь. 
 
Кратковременная память подвержена влиянию внешних раздражителей. Если в момент запоминания отвлечь человека и переключить его внимание на что-нибудь другое, то вся информация из кратковременной памяти будет полностью утеряна. Вся информация, которая в кратковременной памяти находится более \(30\) секунд, сохраняется в долговременной памяти. Запоминанию способствуют сильные эмоции, которыми сопровождается то или иное событие.
Виды памяти
В зависимости от того, какой орган чувств задействован в запоминании, выделяют такие виды памяти:
  • двигательная;
  • зрительная;
  • слуховая;
  • осязательная;
  • смешанная.
Пример:
двигательная память связана с запоминанием тех или иных движений; на её основе формируются различные двигательные умения и навыки, необходимые в работе, спорте, письме, речи. Так, освоив в детском возрасте плавание или езду на велосипеде, человек может заниматься этим в любом возрасте.
В памяти человека сохраняются также чувства, образы и эмоции, которые он переживает.
  
Образная память — это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Образная память позволяет узнавать людей, строения, природные объекты, музыкальные произведения. Образная память важна для людей, занимающихся творчеством: актёров, музыкантов, писателей, художников.
  
Эмоциональная память — это запоминание пережитых эмоций и чувств. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку.
Пример:
если человека укусила собака, то он чувствует боль и страх. В этот момент в его мозге и в железах внутренней секреции выделяются гормоны, которые вызывают реакцию на стрессовую ситуацию. Через много лет человек при виде собаки опять будет вспоминает и переживает то же состояние, так как в кровь опять будут попадать те же вещества, что и при реальном укусе.
Словесная память — это сохранение и воспроизведение слов, которые были прочитаны или услышаны человеком.  
 
Разные виды памяти дополняют друг друга. Для быстрого запоминания важно включать сразу несколько способов запоминания.
 
Память может быть непроизвольной и произвольной. В первом случае запоминание происходит без никаких усилий; так запоминается то, что оказалось для человека важным. Во втором случае человек осознанно выполняет определённые действия, чтобы запомнить информацию.
 
У маленьких детей обычно запоминание происходит непроизвольно. У школьников постепенно развивается произвольная память и её развитие продолжается до \(25\) лет. После \(50\) лет память начинает постепенно ухудшаться, но профессиональные знания и навыки сохраняются и в старости.