Лейкоциты — белые ядросодержащие клетки крови. В \(1\) мм³ крови содержится обычно \(4\)–\(9\) тыс. лейкоцитов, но при некоторых болезнях их количество может заметно увеличиваться.

Основная функция белых кровяных клеток — защита организма от разных чужеродных объектов.

Продолжительность жизни этих клеток разная, но в среднем они живут всего несколько дней. Разрушение лейкоцитов происходит в селезёнке.

Известно несколько видов лейкоцитов. Они отличаются особенностями строения и выполняемыми функциями.

Состав крови (1).png
Рис. \(1\). Виды лейкоцитов
Фагоцитоз
Часть лейкоцитов (базофилы, моноциты) может захватывать и уничтожать различные чужеродные частицы. Лейкоциты способны к активному амебоидному движению и могут переходить через стенку капилляров и проникать в ткани, где они поглощают и переваривают чужеродные частицы. Лейкоциты также защищают от переродившихся раковых клеток.

Фагоцит.png
Рис. \(2\). Фагоцитоз

Способность лейкоцитов захватывать чужеродные частицы впервые была обнаружена русским учёным Ильёй Ильичом Мечниковым (создателем фагоцитарной теории иммунитета). И. И. Мечников назвал открытое явление фагоцитозом, а способные к фагоцитозу лейкоциты — фагоцитами («пожирателями»).
Фагоцитоз — поглощение твёрдых частиц пищи клеткой.
Поглощая большое количество чужеродных частиц, фагоциты значительно увеличиваются и вскоре погибают. При их разрушении выделяются вещества, которые вызывают воспаление. Поражённый участок краснеет и отекает, может повышаться температура. К воспалённому месту направляются новые лейкоциты. В некоторых случаях в воспалённом месте скапливаются погибшие лейкоциты и образуется гной.

Воспаление.png
Рис. \(3\). Воспаление
Лимфоциты
Другие лейкоциты (лимфоциты) вырабатывают особые белки (антитела), которые распознают и нейтрализуют чужеродные клетки и выделяемые ими яды (токсины). Чужеродные частицы теряют свои вредоносные способности и болезнь не развивается.

Т–лимфоциты способны связываться с антигенами чужеродных частиц и вызывать их разрушение.
В–лимфоциты выделяют химические вещества — антитела. Антитела, присоединяясь к антигенам, ускоряют их захват фагоцитами, либо приводят к химическому разрушению или склеиванию и осаждению антигенов.

Имунная реакция.png
Рис. \(4\). Функции лимфоцитов

Каждый вид антител способен уничтожать только возбудителя одной болезни (например, возбудителя туберкулёза). Наличие в крови антител к возбудителю определённой болезни создаёт невосприимчивость организма к повторным заболеваниям этой болезнью.

Именно благодаря B-лимфоцитам (клеткам памяти) у человека появляется иммунитет к перенесённым заболеваниям. Встретившись один раз с болезнетворным агентом (бактерией, вирусом, химическим соединением), эти клетки запоминают агент и приспосабливаются к его устранению. И именно благодаря им возможен эффект от вакцинации (прививок).

Если образование лимфоцитов нарушено, то человек оказывается незащищённым от инфекционных болезней.
Рис. 1. Виды лейкоцитов: https://image.shutterstock.com/image-vector/vector-illustration-monocyte-lymphocyte-eosinophil-600w-1341259721.jpg