С тех пор как человек стал осознавать своё отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Кратко рассмотрим, как происходило развитие науки биологии, и назовём имена некоторых выдающихся учёных, внёсших вклад в её развитие.
Сначала исследователи изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей (естественная история является предшественницей биологии).
Гиппократ (\(460\) ок. \(370\) г. до н. э.) — основоположник медицины. Дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней.
Аристотель (\(384\)\(322\) гг. до н. э.) — основоположник зоологии. Описал многих животных, положил начало систематике (он делил окружающий мир на четыре царства: неодушевлённый мир земли, воды и воздуха, мир растений, мир животных и мир человека).
Теофраст (\(372\)\(287\) гг. до н. э.) — основоположник ботаники. Описал более \(500\) видов растений, указав сведения о строении и размножении многих из них.
Гай Плиний Старший (\(23\)\(79\) гг.) — написал \(37\) томов энциклопедии «Естественная история», которая почти до периода Средневековья была главным источником знаний о природе.
Клавдий Гален (ок. \(130\) ок. \(200\) гг.) — первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.
В Средние века господствующей идеологией была религия, но шло накопление знаний о живых организмах.
Самый известный учёный Эпохи Возрождения (переходной от культуры Средних веков к культуре Нового времени) Леонардо да Винчи (\(1452\)\(1519\) гг.) внёс определённый вклад и в развитие биологии. Он изучал полёт птиц, деятельность сердца и зрительную функцию глаза, способы соединения костей (отметив сходство суставов и костей человека и животных).
В Эпоху Великих географических открытий (во второй половине \(XV\) в.) естественнонаучные знания начинают быстро развиваться, и биология подразделяется на отдельные науки.
В \(XVI\)\(XVII\) веках стали стремительно развиваться ботаника и зоология.
Изобретение микроскопа в начале \(XVII\) в. позволило открыть невидимые для невооружённого глаза живые организмы (бактерии, простейшие).
Карл Линней (\(1707\)\(1778\) гг.) предложил систему классификации животных и растений с использованием бинарной номенклатуры (двойных видовых названий).
Карл Максимович Бэр (\(1792\)\(1876\)) сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложив научные основы эмбриологии.
Жан Батист Ламарк (\(1774\)\(1829\) гг.) предложил первую теорию эволюции.
В \(1839\) году Теодором Шванном (\(1818\)\(1882\) гг.) и Маттиасом Якобом Шлейденом (\(1804\)\(1881\) гг.) была сформулирована первая клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира и послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Чарльза Дарвина (\(1809\)\(1882\) гг.), опубликованной в \(1859\) г.
В \(XIX\) в. благодаря работам Луи Пастера (\(1822\)\(1895\) гг.)Роберта Коха (\(1843\)\(1910\) гг.), Ильи Ильича Мечникова (\(1845\)\(1916\) гг.) в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология.
К концу \(XIX\) в. в качестве самостоятельных наук сформировались паразитология и экология (основателем экологии считается немецкий биолог Эрнст Геккель (\(1834\)\(1919\) гг.), который впервые в \(1866\) г. употребил термин «экология»).
В \(1900\) году были переоткрыты законы Грегора Менделя (\(1822\)\(1884\) гг.), что дало старт развитию генетики.
В \(40\)\(50\)-е годы \(XX\) в. в качестве объектов исследования стали широко использоваться  микроорганизмы, и начинают активно развиваться молекулярная биология, биофизика, биохимия, бионика и др.
В \(XX\) в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология — которое будет стремительно развиваться и в \(XX\)\(I\) в.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
Иллюстрации: