Интерес к изучению живой природы появился у человека, как только он стал осознавать себя. Кратко рассмотрим, как происходило развитие науки биологии, и назовём имена некоторых выдающихся учёных, внёсших вклад в её развитие.
Этап становления биологии
На первых этапах исследователи занимались изучением многообразия живых организмов. Они собирали коллекции и составляли описания обнаруженных растений и животных. Этот этап становления биологии как науки называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей.

Гиппократ (\(460\) — ок. \(370\) г. до н. э.) — основоположник медицины. Первым подробно описал строение организмов человека и животных, обратил внимание на значение наследственности и окружающей среды в появлении болезней.

Аристотель (\(384\)–\(322\) гг. до н. э.) — заложил начала зоологии. Выполнил описание большого числа животных, предложил первую классификацию (выделял в природе четыре царства: неодушевлённое (земля, вода и воздух), растения, животные, человек.

Теофраст (\(372\)–\(287\) гг. до н. э.) — основоположник ботаники. Составил описание около \(500\) видов растений.

Гай Плиний Старший (\(23\)–\(79\) гг.)  — создатель многотомной энциклопедии «Естественная история», в которой были собраны все известные к тому времени сведения о природе.

Клавдий Гален (ок. \(130\) — ок. \(200\) гг.) — первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.
Развитие биологии в Средние века
В Средние века господствующей идеологией была религия, но несмотря на существовавший застой, знания о разных живых организмах продолжали накапливаться. Самый известный учёный Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (\(1452\)–\(1519\) гг.) занимался также и изучением биологических процессов. Он исследовал полёт птиц, работу сердца и органа зрения.

В Эпоху Великих географических открытий (во второй половине \(XV\) в.) естественнонаучные знания начинают быстро развиваться, и биология подразделяется на отдельные науки.
Биология Нового времени
В \(XVI\)\(XVII\) веках стали стремительно развиваться ботаника и зоология.
Изобретение микроскопа в начале \(XVII\) в. позволило открыть невидимые для невооружённого глаза живые организмы (бактерии, простейшие).

Карл Линней (\(1707\)–\(1778\) гг.) предложил систему классификации животных и растений с использованием бинарной номенклатуры (двойных видовых названий).

Карл Максимович Бэр (\(1792\)–\(1876\)) основал эмбриологию, сформулировал закон зародышевого сходства, ввёл представления о гомологичных органах.

Жан Батист Ламарк (\(1774\)–1\(829\) гг.) предложил первую теорию эволюции.

В \(1839\) году Теодором Шванном (\(1818\)–\(1882\) гг.) и Маттиасом Якобом Шлейденом (\(1804\)–\(1881\) гг.) была сформулирована первая клеточная теория, подтвердившая единство живой природы и ставшая одной из предпосылок появления теории эволюции Чарльза Дарвина (\(1809\)–\(1882\) гг.), опубликованной в \(1859\) г.

В \(XIX\) в. благодаря работам Луи Пастера (\(1822\)–\(1895\) гг.), Роберта Коха (\(1843\)–\(1910\) гг.), Ильи Ильича Мечникова (\(1845\)–1\(916\) гг.) в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология.

К концу \(XIX\) в. в качестве самостоятельных наук сформировались паразитология и экология. Основателем экологии считается немецкий биолог Эрнст Геккель (\(1834\)–\(1919\) гг.), который впервые в \(1866\) г. использовал термин «экология».
Биология Новейшего времени
В \(1900\) году были переоткрыты законы Грегора Менделя (\(1822\)–\(1884\) гг.), что дало старт развитию генетики.

В \(40\)\(50\)-е годы \(XX\) в. в качестве объектов исследования стали широко использоваться микроорганизмы, и начинают активно развиваться молекулярная биология, биофизика, биохимия, бионика и др.

В \(XX\) в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология — которое успешно развивается и в \(XXI\) в.