Издавна люди пытались понять, как появилось на Земле существующее разнообразие растений и животных. Постепенно в различных науках (палеонтологии, сравнительной морфологии, эмбриологии и др.) накапливались факты, свидетельствующие о том, что живые организмы на Земле изменялись и изменяются в процессе своего развития.
Палеонтология
При раскопках в различных пластах земной коры находили окаменелых животных, кости и целые скелеты животных, сильно отличавшихся от существующих. Изучая останки вымерших животных, ученые палеонтологи (лат. «палеос» — древний) обнаруживали, что некоторые виды сочетали в своем строении признаки животных разных систематических групп, занимали промежуточное положение между ними.

Например, стегоцефалы имели ряд хорошо выраженных признаков рыб и земноводных.

Признаки рыб:
  • тело обтекаемой формы;
  • имелся рудиментарный хвостовой плавник;
  • органы боковой линии;
  • сходное строение позвонков;
  • в черепе сохранились рудиментарные кости жаберных крышек;
  • ноздри, как у двоякодышаших рыб, смещены к краю рта.
Признаки амфибий:
  • строение плечевого и тазового пояса;
  • конечности наземного типа.
Зверозубые ящеры имели признаки пресмыкающихся и млекопитающих.

1292839609_inostrancevia.jpg

С течением времени палеонтологи выявили много промежуточных, или переходных, форм, свидетельствующих о родстве животных, признаки которых они сочетали.
Сравнительная морфология
Об историческом изменении животного мира говорили и факты сравнительной морфологии (от греч. «морфе» — форма). При сравнении позвоночных животных разных систематических групп обнаруживался общий план строения. Оказалось, что у рыб, земноводных, пресмыкающихся и других позвоночных животных скелет состоит из черепа, позвоночника, поясов конечностей, пищеварительная система — из рта, глотки, пищевода, желудка и кишечника; нервная система — из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов.

pic389.png

Эти и другие признаки сходства можно объяснить только родством всех позвоночных между собой и происхождением от общих предков.
Эмбиология
Наука о зародышевом развитии животных — эмбриология (от греч. «эмбрио» — зародыш) — выявила поразительное сходство позвоночных на ранних стадиях развития зародышей.

Например, даже зародыши зверей имеют на ранней стадии развития зачатки жаберных щелей, как у зародышей рыб.

На основе фактов палеонтологии, сравнительной морфологии, эмбриологии и других наук ученые предложили разные гипотезы исторического развития животного мира, или эволюции, животных.

Большинство ученых утверждало, что эволюция носит поступательный характер, от низших форм к высшим. Вместе с тем долго оставалось неясным, почему в одно и то же время существуют животные низкоорганизованные (гидры, черви) и высокоорганизованные (птицы, млекопитающие).

Ответ на этот вопрос дал английский ученый Чарлз Дарвин (XIX в.), обосновавший теорию эволюции органического мира. Он объяснил, что в борьбе за существование выживали не только сложные по строению животные, но и примитивные, если у них возникали и развивались надёжные приспособления к среде обитания.
Биология. Животные. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.– М.: Дрофа