Теория:

В задании № \(21\) ЕГЭ предлагается провести пунктуационный анализ: проверить условия постановки запятых, тире или двоеточия в предложениях из текста.
Пример:
найди предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запиши номера этих предложений.
(\(1\)) Молодость — это время сближения, и об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. (\(2\)) Неразделённая радость — не радость, человека портит счастье, если он переживает его один. (\(3\)) Наступит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. (\(4\)) Горе человеку, если он один.
(\(5\)) Поэтому берегите молодость до глубокой старости, цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. (\(6\)) Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. (\(7\)) Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь, навыки в труде — тоже. (\(8\)) Привык к работе — работа вечно будет доставлять радость. (\(9\)) А как это важно для человеческого счастья! 
(По Д. С. Лихачёву)
В предложенных текстах \(6\)–\(9\) предложений. Правильных ответов может быть от \(2\) до \(4\).
Записывать номера предложений можно в любом порядке, но без пробелов и знаков препинания.
 
Обрати внимание!
Если в задании определяются \(2\) ответа, потому что встречается минимум по \(2\) предложения, в которых постановка знака препинания объясняется одним правилом, то нужно выбрать только один ряд цифр. При записи двух вариантов ответ будет засчитан как ошибочный.
Алгоритм решения
1. Найди все предложения, в которых встречается указанный знак препинания.
 
2. Проанализируй каждое предложение: выдели грамматические основы, обрати внимание на осложняющие конструкции (особенно если указанный знак — запятая).
 
3. Запиши в черновике, каким правилом объясняется постановка знака препинания в каждом предложении.
 
4. Выбери номера предложений, в которых встречается одно и то же правило.
 
Обрати внимание!
Если в предложении несколько одинаковых знаков (запятых, например), то нужно проверять каждый из них и определять правило постановки для каждого.
Как решить задание из примера?
\(1\). Найдём все предложения с тире.
 
(\(1\)) Молодость — это время сближения, и об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. (\(2\)) Неразделённая радость — не радость, человека портит счастье, если он переживает его один. (\(3\)) Наступит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. (\(4\)) Горе человеку, если он один.
(\(5\)) Поэтому берегите молодость до глубокой старости, цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. (\(6\)) Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. (\(7\)) Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь, навыки в труде — тоже. (\(8\)) Привык к работе — работа вечно будет доставлять радость. (\(9\)) А как это важно для человеческого счастья!
 
Это предложения \(1\), \(2\), \(3\), \(7\) и \(8\).
 
\(2\). Определим правила, по которым поставлено тире в каждом из предложений.
 
(\(1\)) Молодость — это время сближения, и об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.
Грамматическая основа первой части предложения: молодость — время.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными.
 
(\(2\)) Неразделённая радость — не радость, человека портит счастье, если он переживает его один.
Грамматическая основа первой части предложения: радость — не радость.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными.
 
(\(3\)) Наступит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному.
Это сложное предложение: [наступит пора] — [нельзя быть одному].
Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения, потому что первая часть имеет значение времени (можно подставить союзное слово когда).
В слове опять-таки встречается дефис, а не тире, который ставится при использовании частицы таки.
 
(\(7\)) Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь, навыки в труде — тоже.
Грамматические основы: [привычки сохраняются], [навыки (сохраняются)].
Во второй части сложного предложения отсутствует сказуемое, потому что оно по смыслу повторяется со сказуемым из первой части. Это неполное предложение, в котором на месте пропущенного члена стоит тире.
 
(\(8\)) Привык к работе — работа вечно будет доставлять радость.
Грамматические основы: [привык] — [работа будет доставлять].
Тире стоит между частями бессоюзного сложного предложения, потому что вторая часть содержит значение следствия.
 
\(3\). Найдём предложения, в которых повторяется причина постановки тире.
 
Предложения \(1\) и \(2\) — тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения \(3\) и \(8\) — тире между частями бессоюзного сложного предложения.
 
\(4\). Запишем в ответе только один из вариантов.
 
Ответ: \(12\) (или \(38\)).
 
Обрати внимание!
Причины постановки запятой между частями бессоюзного сложного предложения оказались разными: в предложении \(3\) между частями выражаются отношения времени, а в предложении \(8\) — отношения следствия. Однако это считается одним правилом, потому что тире стоит в одинаковых по типу предложениях — сложных бессоюзных.
Одно правило или нет?
Разберёмся, какие правила считаются одинаковыми при пунктуационном анализе.
 
1) Обособление одного и того же члена предложения (постановка запятой), даже если:
  • один распространённый, а второй нераспространённый.

    Уставший, он вернулся домой (нераспространённое обособленное определение).
    Уставший от важных дел, он вернулся домой (распространённое обособленное определение);

  • члены обособляются по разным причинам (положение в предложении, характер главного слова и т. д.).

    Снег, выпавший вчера, уже растаял (определение, выраженное причастным оборотом, обособлено из-за положения после главного слова).
    Смущённая, она стояла в углу комнаты (определение обособлено, потому что главное слово — личное местоимение).
Однако мы считаем предложения с обособленным сравнительным оборотом отдельно от предложений с остальными видами обстоятельств.
 
Обособление уточнительных и пояснительных конструкций считается одним правилом при выполнении задания ЕГЭ.
 
2) Оформление прямой речи и диалогов (постановка тире и двоеточия).
Независимо от наличия кавычек, постановка тире или двоеточия при передаче чужой речи — это одно правило.
 
3) Постановка тире в неполных и эллиптических предложениях.
Одним правилом считаются случаи, когда пропущенный член уже встретился в другой части предложения, и из-за отсутствия повтора его опускают (неполные предложения), и когда пропущенный член предложения понятен вне контекста и ситуации (эллиптические предложения).
 
Воспоминания говорят о прошлом, а фантазии — о будущем (неполное предложение, сказуемое говорят названо в первой части).
За окном — зима (эллиптическое предложение, сказуемое видна/наступила/стоит и т. д. не требуется для раскрытия смысла предложения).
 
4) Постановка знаков препинания в одном и том же типе сложного предложения.
Руководствуемся только тем, с какой разновидностью сложного предложения встретились: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное. Частные причины постановки запятой, тире или двоеточия между их частями не важны.
Таким образом:
все бессоюзные сложные предложения с двоеточием — это одно правило;
запятая между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений — это два разных правила.
 
Обрати внимание!
Таблицы, представленные в теории, сформулированы с учётом этих особенностей: одна строка таблицы — одно правило.
Источники:
Д. С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. СПб: Издательство «Логос». 2006. С. 8–9.