Теория:

В задании № \(21\) ЕГЭ предлагается провести пунктуационный анализ: проверить условия постановки запятых, тире или двоеточия в предложениях из текста.
Пример:
найди предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запиши номера этих предложений.
(\(1\)) Если вы знаете местность, где на реке есть мельница и пруд, то спешите туда. (\(2\)) Я должен признаться, что пристрастен к запруженной реке. (\(3\)) Вид пруда и мельницы, стук её снастей, шум падающей воды — всё это приводит в тихое и сладкое волнение душу старого рыбака. (\(4\)) Чем-то дорогим прошедшим глядят воды и водяные травы, шумят вертящиеся колеса, дрожит мельничный амбар и пенятся кипящие под ним волны! (\(5\)) Кустами обросшая плотина, дорожки, протоптанные прохожими, помольцами и хозяевами, переходы через воду из жердочек — всё говорит о чём-то давно знакомом, близком сердцу. (\(6\)) Где мельница — там и рыба. (\(7\)) В раннюю весну, в позднюю осень, в дурную погоду она держится больше в материке, в верховьях пруда; в тёплое время, в летние жары — гуляет по полоям, в травах и камышах; в холодное ненастье — жмётся по течению материка к плотине.
(По С. Т. Аксакову)
В предложенных текстах \(6\)–\(9\) предложений. В правильном ответе может быть от \(2\) до \(4\) цифр.
Записывать номера предложений можно в любом порядке, но без пробелов и знаков препинания.
 
Обрати внимание!
Если в задании определяются \(2\) ответа, потому что встречается минимум по \(2\) предложения, в которых постановка знака препинания объясняется одним правилом, то нужно выбрать только один ряд цифр. При записи двух вариантов ответ будет засчитан как ошибочный.
Алгоритм решения
1. Найди все предложения, в которых встречается указанный знак препинания.
 
2. Проанализируй каждое предложение: выдели грамматические основы, обрати внимание на осложняющие конструкции (особенно если указанный знак — запятая).
 
3. Запиши в черновике, каким правилом объясняется постановка знака препинания в каждом предложении.
 
4. Выбери номера предложений, в которых встречается одно и то же правило.
 
Обрати внимание!
Если в предложении несколько одинаковых знаков (запятых, например), то нужно проверять каждый из них и определять правило постановки для каждого.
Как решить задание из примера?
\(1\). Найдём все предложения с тире.
 
(\(1\)) Если вы знаете местность, где на реке есть мельница и пруд, то спешите туда. (\(2\)) Я должен признаться, что пристрастен к запруженной реке. (\(3\)) Вид пруда и мельницы, стук её снастей, шум падающей воды — всё это приводит в тихое и сладкое волнение душу старого рыбака. (\(4\)) Чем-то дорогим прошедшим глядят воды и водяные травы, шумят вертящиеся колеса, дрожит мельничный амбар и пенятся кипящие под ним волны! (\(5\)) Кустами обросшая плотина, дорожки, протоптанные прохожими, помольцами и хозяевами, переходы через воду из жердочек — всё говорит о чём-то давно знакомом, близком сердцу. (\(6\)) Где мельница — там и рыба. (\(7\)) В раннюю весну, в позднюю осень, в дурную погоду она держится больше в материке, в верховьях пруда; в тёплое время, в летние жары — гуляет по полоям, в травах и камышах; в холодное ненастье — жмётся по течению материка к плотине.
 
Это предложения \(3\), \(5\), \(6\), \(7\).

(Слово чем-то в предложении \(4\) содержит не тире, а дефис, который ставится при использовании суффикса-частицы -то, поэтому предложение \(4\) мы не рассматриваем в качестве варианта ответа.)
 
\(2\). Определим правила, по которым поставлено тире в каждом из предложений.
 
(\(3\)) Вид пруда и мельницы, стук её снастей, шум падающей воды — всё это приводит в тихое и сладкое волнение душу старого рыбака.
Грамматическая основа предложения: вид, стук, шум — всё это приводит в волнение.
Тире ставится после ряда однородных членов перед обобщающим словом.
 
(\(5\)) Кустами обросшая плотина, дорожки, протоптанные прохожими, помольцами и хозяевами, переходы через воду из жердочек — всё говорит о чём-то давно знакомом, близком сердцу.
Грамматическая основа предложения: плотина, дорожки, переходы — всё говорит.
Тире ставится после ряда однородных членов перед обобщающим словом.
В местоимении (о) чём-то встречается не тире, а дефис, который ставится при использовании суффикса-частицы -то.
 
(\(6\)) Где мельница — там и рыба.
Это сложное предложение: (где мельница) — [там рыба].
Тире ставится между частями сложноподчинённого предложения, потому что придаточная часть имеет значение условия (можно подставить союз если: если где[-то] [есть] мельница — там [есть] рыба).
 
(\(7\)) В раннюю весну, в позднюю осень, в дурную погоду она держится больше в материке, в верховьях пруда; в тёплое время, в летние жары — гуляет по полоям, в травах и камышах; в холодное ненастье — жмётся по течению материка к плотине.
Грамматические основы: [она держится]; [гуляет]; [жмётся].
Части этого сложносочинённого предложения одинаковы по структуре, тире ставится во второй и третьей частях на месте пропуска члена предложения (подлежащего она).
 
\(3\). Найдём предложения, в которых повторяется причина постановки тире.
 
Предложения \(3\) и \(5\) — тире после ряда однородных членов перед обобщающим словом.
 
\(4\). Запишем в ответе последовательность цифр.
 
Ответ: \(35\).
Одно правило или нет?
Разберёмся, какие правила считаются одинаковыми при пунктуационном анализе.
 
1) Обособление одного и того же члена предложения (постановка запятой), даже если:
  • один распространённый, а второй нераспространённый.

    Уставший, он вернулся домой (нераспространённое обособленное определение).
    Уставший от важных дел, он вернулся домой (распространённое обособленное определение).

  • Члены обособляются по разным причинам (положение в предложении, характер главного слова и т. д.).

    Снег, выпавший вчера, уже растаял (определение, выраженное причастным оборотом, обособлено из-за положения после главного слова).
    Смущённая, она стояла в углу комнаты (определение обособлено, потому что главное слово — личное местоимение).
 
Однако мы считаем предложения с обособленным сравнительным оборотом отдельно от предложений с остальными видами обстоятельств.
 
Обособление уточнительных и пояснительных конструкций считается одним правилом при выполнении задания ЕГЭ.
 
2) Оформление прямой речи и диалогов (постановка тире и двоеточия).
Независимо от наличия кавычек, постановка тире или двоеточия при передаче чужой речи — это одно правило.
 
3) Постановка тире в неполных и эллиптических предложениях.
Одним правилом считаются случаи, когда пропущенный член уже встретился в другой части предложения и из-за отсутствия повтора его опускают (неполные предложения), и когда пропущенный член предложения понятен вне контекста и ситуации (эллиптические предложения).
 
Воспоминания говорят о прошлом, а фантазии — о будущем (неполное предложение, сказуемое говорят названо в первой части).
За окном — зима (эллиптическое предложение, сказуемое видна/наступила/стоит и т. д. не требуется для раскрытия смысла предложения).
 
4) Постановка знаков препинания в одном и том же типе сложного предложения.
Руководствуемся только тем, с какой разновидностью сложного предложения встретились: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное. Частные причины постановки запятой, тире или двоеточия между их частями не важны.
Таким образом, все бессоюзные сложные предложения с двоеточием — это одно правило; запятая между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложений — это два разных правила.
 
Обрати внимание!
Таблицы, представленные в теории, сформулированы с учётом этих особенностей: одна строка таблицы — одно правило.