Методическое описание:

Теория

Номер Название Описание
1. Чем отличаются тексты разных типов речи? Теоретический материал с объяснением особенностей различных типов речи (повествование, описание, рассуждение).
2. Смысловые связи между предложениями Теоретический материал с перечислением смысловых отношений между предложениями (с указанием примеров).
3. Как решать задание ЕГЭ Теоретический материал с рекомендациями по выполнению задания № 23 ЕГЭ по русскому языку (пример задания, ход решения, критерии оценивания).
4. Текст для анализа № 1 Текст М. Горького для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2018 года. Вопросы: влияние книг на развитие ребёнка; роль книги в жизни человека; книга как помощник в выборе жизненного пути.
5. Текст для анализа № 2 Текст В. К. Арсеньева для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2020 года. Вопросы: роль труда в путешествии; способны ли животные действовать разумно; природа и цивилизация.
6. Текст для анализа № 3 Текст А. Платонова для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2019 года. Вопросы: смысл войны; жизненные ценности; забота о товарищах; война как величайшая трагедия в жизни человека.
7. Текст для анализа № 4 Текст Л. Н. Толстого для решения заданий ЕГЭ № 22–27, который был представлен на реальном экзамене 2021 года. Вопросы: что общего у всех людей; телесное и духовное в человеке; что такое совесть.

Задания

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Какой тип речи? 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Упражнение, проверяющее навык определять тип речи в тексте. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.
2. Выбери предложение 1 вид - рецептивный лёгкое 1 Б. Упражнение, проверяющее навык определять тип речи в тексте. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.
3. Сравни тексты 2 вид - интерпретация среднее 2 Б. Упражнение, проверяющее навык определять тип речи в тексте. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.
4. Особенности типов речи 2 вид - интерпретация среднее 2 Б. Упражнение, проверяющее навык выявлять главные особенности типов речи. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.
5. Особенности текста 3 вид - анализ сложное 3 Б. Упражнение, проверяющее навык выявлять характерные особенности типов речи в тексте. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.
6. Анализ текста 3 вид - анализ сложное 4 Б. Упражнение, проверяющее навык определять тип речи и тип смысловых отношений между предложениями в тексте. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.

Экзаменационные задания (Я+)

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Как на ЕГЭ (1). Функционально-смысловые типы речи Другой среднее 1 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определять тип речи и тип смысловых отношений между предложениями в тексте для анализа № 1. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.
2. Как на ЕГЭ (2). Функционально-смысловые типы речи Другой среднее 1 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определять тип речи и тип смысловых отношений между предложениями в тексте для анализа № 1. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.
3. Как на ЕГЭ (3). Функционально-смысловые типы речи Другой среднее 1 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определять тип речи и тип смысловых отношений между предложениями в тексте для анализа № 1. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.
4. Как на ЕГЭ (4). Функционально-смысловые типы речи Другой среднее 1 Б. Упражнение типа ЕГЭ, проверяющее навык определять тип речи и тип смысловых отношений между предложениями в тексте для анализа № 1. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.

Дополнительные задания (скрыты от учеников, Я+)

Номер Название Вид Сложность Баллы Описание
1. Выбери утверждения Другой среднее 1 Б. Упражнение, проверяющее навык определять тип речи и тип смысловых отношений между предложениями в тексте. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.

Тесты

Номер Название Рекомендованное время: Сложность Баллы Описание
1. Тренировочная работа по теме Типы текстов 00:30:00 среднее 9 Б. Задания тестовой работы (2–3 уровни сложности) направлены на выработку и практическое закрепление таких навыков, как умение определять тип речи и тип смысловых отношений между предложениями в тексте; формулировка характерных особенностей текста того или иного типа речи. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.

Проверочные тесты (скрыты от учеников)

Номер Название Рекомендованное время: Сложность Баллы Описание
1. Проверочная работа по теме Типы текстов 00:15:00 среднее 6 Б. Задания тестовой работы (2–3 уровни сложности) предлагаются в качестве проверки усвоенных знаний по всей теме; направлены на проверку таких умений и навыков, как умение определять тип речи и тип смысловых отношений между предложениями в тексте; выявление характерных особенностей текста, относящегося к тому или иному типу речи. Необходимые умения: использование основных видов чтения; информационная переработка письменного текста; лингвистический анализ текста.