Теория:

В задании № \(23\) ЕГЭ необходимо определить тип информации, представленной в тексте для анализа.
Пример:
(\(1\)) Чем меньше человек доволен собою и своею внутреннею жизнью, тем больше он проявляет себя во внешней, общественной жизни.
(\(2\)) Для того, чтобы не впадать в эту ошибку, человек должен понимать и помнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других, как и другие не властны и не призваны устраивать его жизнь, что он и все люди призваны только к одному своему внутреннему совершенствованию, в этом одном всегда властны и этим одним могут воздействовать на жизнь других людей.
(\(3\)) Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди — наилучшее устройство жизни, — было бы очень скоро достигнуто.
(\(4\)) В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастья. (\(5\)) Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах людей, когда люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не желать, не искать, а жить как животное. (\(6\)) Ошибка мечтаний молодости только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других.
(\(7\)) Делай своё дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путём ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.
(По Л. Толстому)
 
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.
 
\(1\)) В предложении \(3\) представлено рассуждение.
 
\(2\)) В предложении \(2\) указана причина того, о чём говорится в предложении \(1\).
 
\(3\)) В предложении \(6\) представлено повествование.
 
\(4\)) Предложение \(5\) поясняет, дополняет содержание предложения \(4\).
 
\(5\)) Предложение \(7\) противопоставлено по содержанию предложению \(6\).
Обрати внимание!
Формулировка задания может отличаться, и тогда нужно выбрать ошибочные утверждения.
Правильных ответов обычно два или три. В ответе запиши номера предложений в любом порядке, без пробелов и знаков препинания.
 
За правильное выполнение задания даётся \(1\) балл. Если допустишь ошибку — \(0\) баллов.
Алгоритм решения
1.  Внимательно прочитай высказывание о тексте.
 
Обрати внимание!
Различай формулировки.
 
Если говорится «в предложении представлено повествование/описание/рассуждение» или «в предложении дано повествование/описание/рассуждение», то тип речи преобладает в эпизоде, он основной (элементов других типов речи нет).
 
Если говорится «предложение содержит повествование/описание/рассуждение» или «содержит элементы повествования/описания/рассуждения», то значит, что в эпизоде встречаются и другие типы речи, а указанный может и не быть основным.
2. Найди в тексте указанные предложения и проверь, верно или неверно утверждение: в черновике напротив каждого высказывания ставь «\(+\)» (утверждение верное) или «\(−\)» (допущена ошибка).
 
3. Перепроверь, номера каких высказываний (правильных или ошибочных) нужно перенести в ответ, и запиши их.
Как решить задание из примера?
\(1\). Найдём указанные предложения и сопоставим их с утверждениями.
 
Утверждение из задания
Предложения из текста
Вывод
1) В предложении \(3\) представлено рассуждение(\(3\)) Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди — наилучшее устройство жизни, — было бы очень скоро достигнуто
\(+\)
В предложении представлено рассуждение
2) В предложении \(2\) указана причина того, о чём говорится в предложении \(1\)(\(1\)) Чем меньше человек доволен собою и своею внутреннею жизнью, тем больше он проявляет себя во внешней, общественной жизни.
(\(2\)) Для того, чтобы не впадать в эту ошибку, человек должен понимать и помнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других...
\(−\)
Предложение \(2\) не имеет значения причины
3) В предложении \(6\) представлено повествование(\(6\)) Ошибка мечтаний молодости только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других
\(−\)
В предложении представлено рассуждение
4) Предложение \(5\) поясняет, дополняет содержание предложения \(4\)(\(4\)) В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастья. (\(5\)) Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах людей, когда люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не желать, не искать, а жить как животное 
\(+\)
Предложение \(5\) поясняет, дополняет содержание предложения \(4\)
5) Предложение \(7\) противопоставлено по содержанию предложению \(6\)(\(6\)) Ошибка мечтаний молодости только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других.
(\(7\)) Делай своё дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путём ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни
\(−\)
Предложение \(7\) не противопоставлено предложению \(6\)
 
\(2\). Проверим, какие высказывания нужно перенести в ответ.
 
Нужно найти правильные высказывания. Это варианты \(1\) и \(4\).
 
Ответ: \(14\) (или \(41\)).
При выполнении заданий «Как на ЕГЭ» записывай ответ в точном соответствии с экзаменационными требованиями!
Источники:
Толстой Л. Н. О насилии, желании сделать людей лучше // https://rustutors.ru/vsetekstiege/smislzhizni/2534-realnyj-tekst-egje-po-russkomu-jazyku-2021-ln-tolstoj-o-nasilii.html [дата обращения: 22.10.2021].