Теория:

Задание № \(25\) ЕГЭ связано с поиском и определением средств связи предложений в тексте.
 
Оно чем-то напоминает задание № \(2\), но если во втором задании нужно самостоятельно подобрать слово, то теперь твоя задача — определить, что придаёт тексту связность, логичность и последовательность.
 
Разберём несколько возможных формулировок задания.
Пример:
(\(1\)) Чем меньше человек доволен собою и своею внутреннею жизнью, тем больше он проявляет себя во внешней, общественной жизни.
(\(2\)) Для того, чтобы не впадать в эту ошибку, человек должен понимать и помнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других, как и другие не властны и не призваны устраивать его жизнь, что он и все люди призваны только к одному своему внутреннему совершенствованию, в этом одном всегда властны и этим одним могут воздействовать на жизнь других людей.
(\(3\)) Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди — наилучшее устройство жизни, — было бы очень скоро достигнуто.
(\(4\)) В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастья. (\(5\)) Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах людей, когда люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не желать, не искать, а жить как животное. (\(6\)) Ошибка мечтаний молодости только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других.
(\(7\)) Делай своё дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим путём ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.
(По Л. Толстому)
 
1) Среди предложений \(2\)–\(4\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи формы слова и лексического повтора. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
 
2) Среди предложений \(1\)–\(3\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
 
3) Среди предложений \(4\)–\(6\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи однокоренного слова. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
Начинай проверку не с указанного предложения, а с предыдущего, потому что первое из указанных предложений уже может содержать нужное средство.
 
Если в задании уточняется, что предложение связано с предыдущими, а не предыдущим, то обрати внимание на несколько предложений перед указанным эпизодом.
 
Подходящих под описание предложений может быть несколько, поэтому не бросай поиск, если одно предложение уже найдено. В таком случае записывай номера предложений без пробелов и знаков препинания.
 
За правильно выполненное задание выставляется \(1\) балл. Если допустишь ошибку, то выставляется \(0\) баллов.
Алгоритм выполнения
1. Прочитай нужный эпизод и одно предложение, предшествующее ему.
 
2. Отметь встречающиеся средства связи, которые указаны в задании.
Если названо несколько средств, проверь, что все они присутствуют в предложении.
 
3. Запиши в ответе номер предложени(-я, -й), котор(-ое, -ые) содерж(-ит, -ат) указанные средства связи.
 
Записывать номер предыдущего предложения не нужно!
Как решить задание из примера?
Прочитаем указанный эпизод в тексте с одним предложением перед ним и отметим все слова и средства, которые необходимо найти.
Запишем в ответе номера предложений.
 
1) Среди предложений \(2\)–\(4\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи формы слова и лексического повтора. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
 
(\(1\)) Чем меньше человек доволен собою и своею внутреннею жизнью, тем больше он проявляет себя во внешней, общественной жизни.
(\(2\)) Для того, чтобы не впадать в эту ошибку, человек должен понимать и помнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других, как и другие не властны и не призваны устраивать его жизнь, что он и все люди призваны только к одному своему внутреннему совершенствованию, в этом одном всегда властны и этим одним могут воздействовать на жизнь других людей.
(\(3\)) Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди — наилучшее устройство жизни, — было бы очень скоро достигнуто.
(\(4\)) В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастья.
 
В предложении \(3\) встречается словосочетание жизни людей — в нём повторяется слово людей, использованное в предложении \(4\), а слово жизнь стоит в другой форме (В. п. в предложении \(2\), Р. п. в предложении \(3\)).
 
Ответ: \(3\).
 
2) Среди предложений \(1\)–\(3\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
 
(\(1\)) Чем меньше человек доволен собою и своею внутреннею жизнью, тем больше он проявляет себя во внешней, общественной жизни.
(\(2\)) Для того, чтобы не впадать в эту ошибку, человек должен понимать и помнить, что он так же не властен и не призван устраивать жизнь других, как и другие не властны и не призваны устраивать его жизнь, что он и все люди призваны только к одному своему внутреннему совершенствованию, в этом одном всегда властны и этим одним могут воздействовать на жизнь других людей.
(\(3\)) Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди — наилучшее устройство жизни, — было бы очень скоро достигнуто.
 
Указательное местоимение эту, которое называют явление, обозначенное в предыдущем предложении, встречаются в предложении \(2\).
 
В предложении \(3\) встречаются указательные местоимения то и те, но они не связывают предложения \(2\) и \(3\).
 
Ответ: \(2\).
 
3) Среди предложений \(4\)–\(6\) найди так(-ое, -ие), котор(-ое, -ые) связан(-о, -ы) с предыдущим при помощи однокоренного слова. Напиши номер(-а) эт(-ого, -их) предложени(-я, -й).
 
(\(3\)) Если бы то время и те силы, которые расходуются людьми теперь на устроительство жизни людей, расходовались бы каждым на дело борьбы с своими грехами, то то самое, чего желают достигнуть люди — наилучшее устройство жизни, — было бы очень скоро достигнуто.
(\(4\)) В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастья. (\(5\)) Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше истины, чем в суждениях старых, завязших в соблазнах людей, когда люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не желать, не искать, а жить как животное. (\(6\)) Ошибка мечтаний молодости только в том, что совершенствование себя, своей души юноши переносят на других.
 
В предложении \(6\) встречается слово мечтаний — однокоренное к слову мечты из предложения \(5\).
 
Ответ: \(6\).
При выполнении заданий «Как на ЕГЭ» записывай ответ в точном соответствии с экзаменационными требованиями!
Источники:
Толстой, Л. Н. О насилии, желании сделать людей лучше // https://rustutors.ru/vsetekstiege/smislzhizni/2534-realnyj-tekst-egje-po-russkomu-jazyku-2021-ln-tolstoj-o-nasilii.html (дата обращения: 22.10.2021).